Разработка занятий в системе детского образования

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » Разработка занятий в системе детского образования

Страница 3

Для того, чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и вогнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, ровно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно присосалась к рейке на доске.

Затем прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину ленточек тщательно вырезают, а затем ножницами заостряют с обеих сторон.

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны к работе.

Схемы различных плетенок и изготовление изделий указано в

Для прорезного орнамента берется береста ровная, гладкая, без сучковых отверстий, наплывов и наростов. Для резных работ необходимы более тонкие пласты (0,5 - 0,8 мм.), которые можно резать, не прилагая больших усилий. Чтобы получить бересту нужной толщины, ее расслаивают. Снятая с дерева береста (пока не просохла) расслаивается сравнительно легко. Высохшую же бересту можно распаривать в горячей воде в течении 3-4 часов и лишь потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах “прилипания" одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить.

Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней и режут орнамент.

Наружный белый слой очищают наждачной бумагой.

Заготовку, которую необходимо украсить прорезной резьбой, располагают на подкладной доске. На ней шильцем по линейке наносят основные части и контуры рисунка: каемки и центральное поле. Затем наносят сам растительный узор центрального поля. Для этого проще всего взять кальку с нарисованным заранее рисунком, наложить ее на заготовку и шилом передавить рисунок на бересту.

Для приобретения навыков резьбы по бересте можно на обрезках, непригодных для изготовления изделий, шилом провести несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга. В этих полосках резать такие простые элементы, как ромбики, треугольники, овалы. Затем можно перейти к выполнению несложных растительных орнаментов и их элементов: трилистника, обрамленного полукруглым стеблем. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научиться выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того, как вырезан весь узор, его элементы отделывают “чертежкой” и прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Аппликация

Бархатистая с сеткой тонких редких полос, поверхность бересты красива в изделиях уже сама по себе, даже без росписи или резьбы. Характерны для окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Эту особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, т.е. подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Интарсия - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Слова “интарсия" и “инкрустация” часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие “инкрустация” более широкое, т.к. кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы - металл, бисер, перламутр и т.д.

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между разными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый выделяет рисунок.

Разработанный рисунок по частям перерисовывается на бересту определенной текстуры, при этом учитывается направление полос или ее цвет.

Затем кусочки бересты наклеиваются на бумагу и только после этого вырезаются.

При вырезании рисунка обязательно нужно совмещать точки и линии частей рисунка, для того чтобы не исказить изображение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуаль ...

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана
Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Приобщение детей к народному искусству в на ...

Дидактические цели использования информационных ресурсов портала
Дидактические цели, преимущества и основные методы использования сетевых информационных образовательных ресурсов для участников образовательного процесса: преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихся или студентов), родителей. Целями использования информационных ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru