В-третьих, к числу особенностей современной научной педагогики принадлежит и тенденция перехода к новой ценностно-смысловой инфраструктуре научно-педагогического знания [8]. По мнению А.Г. Бермуса, она состоит в удержании интеллектуальной и практической реальности человеческого бытия, обращенного к будущему и наследующего прошлое. Мы убеждены в том, что включение в контекст педагогического исследования аксиологического компонента в виде постулирования его автором ценностей, лежащих в основании всей работы, представляет собой необходимый шаг на пути реализации обозначенной тенденции. Таким образом ученый от безличной формы отвлеченного рассуждения переходит в статус подлинного автора, не скрывающего, а напротив, открыто предъявляющего разделяемые им ценности, т.е. заявляющего спою профессионально-личностную позицию.
В наибольшей степени ценность "благоговения перед жизнью" соответствует отношению исследователя-гуманитария к природе как самой благодатной и наиболее страдающей части окружающего мира. Культура личности ученого должна проявляться здесь, по крайней мере, в учете характера глобальных проблем современности, в разрешение которых он обязан внести своей вклад. По мнению исследователей, в наши дин природа, а значит, и человек как неотъемлемая ее часть, испытывает на себе проблемы, имеющие отчетливо проявляющиеся особенности. Культура личности субъекта научно-педагогической деятельности состоит в адекватной реакции на соответствующий характер экологических проблем современности. Культурный исследователь сферы образования должен учитывать следующие особенности проблемного поля:
- динамизм развития экологической ситуации, что предполагает неотложный характер ее исправления;
- долговременность разрешения проблем охраны и восстановления природной среды, что требует корпоративных усилий ученых разных областей знаний и, не в последнюю очередь, представителей гуманитарной пауки, в том числе педагогики;
- непредсказуемость последствий неразумного вмешательства человека в природное окружение, что подразумевает усилия как по его минимизации, так и по подготовке молодого поколения к жизни в союзе с природой;
- отдаленность последствий преступного отношения человека к природному миру, что для исследователя-педагога означает высшую степень актуальности работ, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования у них чувства ответственности за сохранение жизни на планете;
- альтернативность решения экологической проблематики, что акцентирует внимание культурного исследователя-гуманитария на развитии интеллекта подрастающего поколения жителей Земли;
- совместность разрешения проблем, связанных с сохранением и воспроизведением природного окружения, что требует развития сотрудничества, разнообразных форм взаимодействия;
- вовлеченность каждого конкретного человека в процесс разворачивания экологического кризиса, что подразумевает масштабность усилий по осознанию этого факта каждым жителем планеты.
Все сказанное свидетельствует о том, что обладающий культурой личности субъект НИД не только сам должен исповедовать ценность "благоговения перед жизнью", но всеми доступными ему средствами способствовать закреплению этой аксиологической установки в умах и сердцах нового поколения граждан. Этой благородной цели служит ориентация исследователей на новую методологическую установку, постулирующую включение человеческого фактора в число установок познания. При этом первоочередные усилия должны быть направлены на преодоление и в себе, и в других так называемого эгоизма потребительства. Сделать это очень и очень не просто, поскольку мы давно уже перестали замечать, как безжалостно и далеко не всегда оправданно эксплуатируем природный мир. Особенно страшно полное равнодушие к природе наших детей. За разноцветным обманом "гламурных" картинок они абсолютно не видят подлинной красоты нерукотворного мира. А ведь природа — это не только красота, это чистый воздух, солнечный свет, не заслоненный зловонной пеленой городского смога, кристально прозрачная вода, это — здоровье и жизнь. Преодолеть эгоизм потребительства — это значит понять самому и дать понять другим, что примитивное варварское "взять" должно заменить на благородное и благодатное "отдать", пока еще, может быть, не поздно.
Теоретический аспект патриотического воспитания
Гасанов З.Т. в своей статье «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания» определяет российский патриотизм как отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, как отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, г ...
Психологические особенности юношеского возраста
В научных исследованиях психологии высшей школы содержатся результаты исследований индивидуальных и возрастных особенностей студентов (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, С.Д. См ...
Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе.
В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение.
Коллективное обучение – это только такое обучение, при котор ...