Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности в отношениях с другими людьми воплощается, на наш взгляд, в постулировании им ценности "коммуникации как истины". Под другими людьми здесь подразумеваются не только коллеги-ученые, но и представители различных областей социальной практики. Связано данное обстоятельство с тем, что научное знание, выступающее в качестве главной цели научно-исследовательской деятельности, представляет собой результат не только работы "чистого сознания", но и влияния различных социальных структур — институциональных, властных, коммуникативных и других [8].
В широком социальном поле коммуникативных взаимодействий профессиональный ученый-гуманитарий оказывается вовлеченным в характерный для нашего времени конфликт между цивилизацией и культурой. Он обязан и в теории, и на практике всемерно содействовать преодолению последствий этого конфликта, к числу которых относятся [9]:
- бессилие и одиночество "человека массы" как мелкого и незначительного, с точки зрения властных структур, элемента сложной организационной системы;
- стереотипизация сознания, быта, поведения человека масскультурой, враждебной его духовному началу;
- снижение интеллектуального и духовного уровня человека, увеличение его зависимости от внешних факторов за счет "неумеренно узкой специализации";
- реальная угроза жизни на планете из-за огромной научно-технической мощи, предоставляемой незрелому в нравственном отношении человеку;
- значительное увеличение времени на поиск и обработку нужной информации в огромном информационном массиве.
Кроме того, постулирование ценности "коммуникации как истины" предполагает осознание исследователем того факта, что научное знание существует и реализуется в поле других социальных действий, по ориентации не всегда совпадающих, а иногда и противоположных ему [7]. Данное обстоятельство только подчеркивает необходимость поиска истины в коммуникации с другими. Если же пренебречь этим постулатом, то теоретические разработки, как бы хороши они ни были, так и останутся невостребованными и неосуществленными. И наоборот, все то, что внедряется в образование административно, без обсуждения и одобрения педагогов, всегда ущербно и, как правило, не имеет никакого отношения к культуре.
Отношения коммуникативного сотрудничества могут быть установлены, например, в случае выполнения ученым-профессионалом так называемых "максим Грайса". В их число входят максимы качества, количества, релевантности и способа выражения информации. Отношения коммуникативного сотрудничества, в свою очередь, подразумевают установку на взаимопонимание, интерес к личности партнера, стремление пойти навстречу в достижении консенсуса при сохранении профессионально-личностных позиций. Вместе с тем, важно помнить о том, что никакие коммуникативные техники не заменят искреннее следование ценности "коммуникации как истины" — главного условия плодотворного сотрудничества с другими.
Несмотря на то, что объектом изучения ученого-педагога как представителя гуманитарного цикла наук выступает область человекознания, немаловажным компонентом культуры его личности является блок отношений к окружающем миру. Он разделяется на систему отношений к "рукотворному" миру и отношений к природе. Объединяя их воедино, мы выделяем в качестве общей характеристики культуры личности субъекта НИД ориентацию на ценность "благоговения перед жизнью" во всех ее проявлениях.
В отношениях к "рукотворному" миру культура личности педагога-исследователя характеризуется, прежде всего, уважением к делу, которому он служит, т.е. к науке. Проявляется это главным образом в следовании культурным нормам НИД. Вместе с тем, в контексте рассмотрения содержания культуры личности педагога-исследователя важно подчеркнуть некоторые особенности современного этапа развития педагогической научной мысли. Постулирование ценности "благоговения перед жизнью" требует определенного расширения этого понятия, ибо благоговение перед жизнью подразумевает жизнь как вечное движение и обновление.
Организация внимания на уроках информатики при изучении темы
«Алгоритмизация на уроках информатики»
Знакомство с основным инструментарием среды Лого
Урок 1
Тема: Знакомство с основным инструментарием среды Лого
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение нового материала
3. Закрепление
4. Инструктаж домашнего задания
5. Итог урока
1. Организационный момент
Вариант 1
Для активиз ...
Основные затруднения учащихся по освоению материала по теме «Движение» и их
причины, связанные с особенностями когнитивных процессов подростков
Геометрия является одной из самых сложных учебных дисциплин и вызывает у школьников определенные трудности. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике, в частности геометрии, учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предме ...
Понятие личности и её развития
В каждой науке о человеке, к числу которых принадлежит и педагогика, «личность» является ключевым понятием. Поэтому очень важно точно разобраться в определении этого понятия. Итак, что в классическом понимании включает в себя слово «личность»?
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места ...