Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности

Информация о педагогике » Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности

Страница 2

К сожалению, в педагогике весьма часто приходится сталкиваться с примерами абсурдного поведения представителей "научного мира". Разве не абсурдно выглядит "вновь испеченный" (или, напротив, порядком "зачерствевший") кандидат наук, рьяно, но безосновательно отстаивающий свои полудетские представления?

Настоящий ученый-гуманитарий должен обладать многими необходимыми характеристиками. К их числу мы, вслед за различными авторами, относим следующие качества личности исследователя:

- активность умственной жизни, подразумевающую постоянный поиск истины в сочетании с неминуемыми в таком случае сомнениями и, если хотите, духовными терзаниями, поскольку, по утверждению Мамардашвили, акт сознания всегда связан с усилием, наделенным единой нравственно-интеллектуальной природой;

- душевную концентрацию, осуществляемую по векторам воссоединения с прошлым, обретения себя в настоящем и строительства своего будущего;

- приоритет сознания над существованием, что предполагает формирование в себе предпочтений к духовно-интеллектуальной жизни в противовес карьерным и иным социальным установкам;

- гармонизацию духовного и телесного;

- поиск веры и познания, где под верой понимается прежде всего вера в человека и человечество (и в себя как не самого худшего его представителя);

- добровольную и сознательную вовлеченность в решение актуальнейших гуманитарных проблем современности, сконцентрированных не в последнюю очередь в собственном внутреннем мире, — деформации самосознания, отчуждения от культуры, неспособности отождествить себя с базовыми жизненными ценностями, инверсии духовных идеалов и утраты смысла жизни, отсутствия индивидуальной перспективы, необходимости преобразования культуры научно-исследовательской деятельности (НИД) из безличной формы всеобщности в личностную культуру;

- духовное уважение к себе, в основе которого лежат: верное восприятие себя, а не иллюзия или болезненное самомнение, духовное достоинство, а не внешний знак прежних преимуществ, личный акт самоутверждения;

- чувствование себя как благой силы, которое не должно быть ни случайным, ни эфемерным, а должно выступать в качестве подлинного предметного самочувствия, при этом недопустима его замена суррогатами: воображением о своих мнимых достоинствах, пустой гордостью, культивированием формальной "чести" и т.д.;

- чувство собственного духовного достоинства, формируемое па основе самостоятельного личного и одновременно ценностно-предметного опыта;

- волю к жизни, изменениям, самоограничениям, отказу от притягательных, но губительных форм бытия.

Как видим, за ценностью "долга противостояния абсурду" стоит огромная культурная - внутренняя работа. Недостаточно просто (пусть и в союзе с государством, т.е. официально) назвать себя ученым, недостаточно также просто заявить о том, что вы якобы разделяете данную ценность. Все это — и научная степень, и аксиологический лозунг - должно быть подтверждено и гарантировано истинной культурой вашей личности, которая формируется в ежедневном труде.

Советуем молодым людям, решающим вопрос о поступлении в аспирантуру, внимательнейшим образом изучить систематизированный нами список требований ученого-гуманитария к себе. Практика работы с соискателями места в аспирантуре и ученых степеней и званий свидетельствует об уходе из сознания представителей нового поколения образа рассеянного профессора, озабоченного поиском истины в любые моменты своей жизни, в буквальном смысле слова посвятившего свою жизнь науке. Сейчас все больше озадачиваются поиском "места под солнцем" и благосклонным взором начальства, а на смену образа чудаковатого исследователя приходит идеал успешного нувориша, правдами и неправдами добивающегося ученых степеней и званий исключительно ради того, чтобы делать карьеру и деньги. Поэтому поднимаемые нами проблемы закономерно носят не только интеллектуальный, нравственный, но и социальный характер. Впрочем, с отношения исследователя гуманитарной сферы к себе только начинается характеристика культуры его личности. Социальный залог поднимаемой проблемы в наибольшей степени выражен в отношениях ученого к другим людям и окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Разработка урока-практикума для 10-го класса по теме «Решение тригонометрических уравнений»
Дата: 22.02.2008 г. Школа № 49. Класс 10 «Б». Общая тема: «Тригонометрические функции». Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений» Тип урока: Урок-практикум. Цели: Закрепить и применить знания при решении задач по теме: «Решение тригонометрических уравнений». Развивать представления ...

Психологическая структура учебной деятельности
Проблема структуры учебной деятельности и выделения основных ее компонентов является одной из значимых в современной педагогической психологии. Психологические аспекты содержания понятия учебной деятельности являются предметом исследования В.В. Давыдова, А.А. Деркача, Т.В. Ивановой, И.И. Ильясова, ...

Составление рекомендаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель составления рекомендация: предложить примеры организации занятий по театрализованной деятельности с детьми экспериментальной группы. Задачи формирующего эксперимента: Написать конспекты занятий. Определить занятия по театрализованной деятельности с экспериментальной группой для обогащения ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru