Классификация дидактических игр

Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру

Познавательной деятельности игровые т занимательные задания можно отнести к следующим группам:

– игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этих игр учащиеся 1 –2–х классов выполняют действия по образцу. Так, в 1–м классе проводится игра "Составим разноцветный поясок". Она применяется для выявления умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Средства обучения. Набор геометрических фигур.

Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине – красный круг, справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленого треугольника – синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветный поясок;

– игры, требующие воспроизведения действия.

Они направлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этих игр большой: "Лучший" летчик", "Забей гол в числовые ворота", "Вычислительные машины", "Телефон" и другие. Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игры соответствующими по сложности цифровыми данными. Так, во 2–м классе проводится игра "Телеграф" с целью формирования вычислительных навыков. Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры. Учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2; 3; 4; 6 и показывает на следующую схему.

Учащиеся решают первый пример (он подчеркнут), следующий пример в арифметической цепочке должен начинаться с ответа предыдущего. Если ответ последнего примера совпадает с первым числом цепочки – все действия выполнены верно, получены круговые примеры;

– игры, включающие элементы поиска и творчества.

Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так, в 1–м классе проводятся игры: "Помоги почтальону Печкину", "Найди цифры", "На какой цвет упадет капля", "Волшебная яблоня".

В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая цифра.

Для закрепления вычислительных навыков во 2–4 классах используются игры: «Танграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки».

Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок детям, сидящим за ними. Они, в свою очередь, должны проверить предыдущий пример, а затем решить свой и записать ответ. Побеждает та команда (ряд), которая быстрее других и правильно даст конечный ответ вычислительной цепочки.

– игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними.

Например, "Цепочка", "Математическая эстафета", "Лучший контролер", "Арифметический бег по числовому ряду", "Составь поезд" и т.д. В 3–м классе можно провести игру "Круговые примеры".

Цель игры: формирование вычислительных навыков, решение примеров заданной последовательности.

Содержание игры; на доске даны следующие записи:

Для закрепления вычислительных навыка во 2–4–х классах используются игры: "Такграм", "Арифметическое домино", "Меткие стрелки"

84+16

7x3

45x2

90–83

"Поле чудес" и т.д. Содержание этих и других игр, методика их применения описаны в книге Т. К. Жигалкиной. Математика. 1–2 класс – М.: Дрофа, 2000. (Дидактические материалы).

В первые годы обучения у детей младшего школьного возраста активно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игр позволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет к возникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.

Игровые технологии используются во всех начальных классах. По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Если в первом классе игра являлась предпосылкой для включения учеников в учебный процесс, то в 3–4–х классах игра превращается в дидактический прием.

Одной из центральных задач развивающих систем обучения является целенаправленное, интенсивное, систематическое развитие интеллектуального потенциала учеников. Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении младших школьников убеждают в правильности слов П.Ф. Каптерева: "Обучение и игры не враги, – это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга". Игра должна стать для учеников "школой мышления" – школой естественной, радостной и совсем не трудной!


Другие статьи:

Введение элективных курсов в школьном обучении
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов. Выясним что такое факультативный курс. Эт ...

Формы контроля уровня достижений учащихся
Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/не зачтено», так и по балльной шкале. С целью повышени ...

Требования, предъявляемые к уроку физической культуры
По мнению Л.П.Матвеева, главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры — всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и э ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru