Особенности элективного курса по информатике

Страница 4

Элективные курсы могут быть разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональная специфика рынка труда и рынка образовательных услуг).

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует с самого начала иметь в виду следующее:

Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным» (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора). Набор курсов по выбору необходимо наметить в конце 8 класса на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними т. п.

Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год. Здесь стоит обратить особое внимание на продолжительность курсов. Чтобы ученик имел возможность поменять за учебный год несколько курсов по выбору, курсы не должны быть длительными. Оптимальная продолжительность курсов находится в пределах 8–17 часов.

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности курс предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например, история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие два основных вида: предметно ориентированные и межпредметные.

Предметно ориентированные курсы

Предметно ориентированные элективные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня. Они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор будущего профиля. Программы предметно ориентированных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, то есть изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьной программы. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативные, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Программы факультативов, которые построены по модульному принципу, могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.

В процессе реализации предметно ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи:

- реализация учеником интереса к выбранному предмету;

- уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля. Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными, оптимальной продолжительностью одного курса может быть четверть или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2–4 курса по разным предметам.

Перечень предметно ориентированных пробных курсов будет определяться набором предметов, встречающихся в различных вариантах профилей.

Межпредметные (ориентационные) элективные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием школьников
Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное вниман ...

Классификация понятий
Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на под ...

Специфика отбора методов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Методы обучения находятся в существенной зависимости от психологических, возрастных особенностей школьников. Например, выбор методов обучения в начальных классах, особенно в 1, определяется возможностями развития абстрактных форм мышления на основе связи с чувственным опытом ученика. Методы обучен ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru