здоровый образ жизни дошкольник
Цель исследования:
1) выявить особенности представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников;
2) изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
Объект исследования: здоровый образ жизни старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование современных представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни будет эффективным, если систематически и целенаправленно проводить пропаганду о здоровом образе жизни людей.
Методы исследования:
1) Индивидуальные беседы с ребенком.
2) Проблемные диагностические ситуации.
3) Тестирование.
4) Наблюдение.
Методики исследования:
1) Методика неоконченных предложений для диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.
2) Диагностическая игровая ситуация «Правила чистюли».
3) Опросник «Мотивации здорового образа жизни старших дошкольников».
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольно-образовательное учреждение (далее, МБДОУ) «Солнышко» поселка железнодорожной станции Калейкино.
Выборка исследования: старшая и подготовительная группа детского сада, по 22 ребенка, в каждой группе возрастом 5-6 лет и 6-7 лет.
Организационный процесс изучения данной проблемы проходил поэтапно:
1 этап – констатирующий;
2 этап – формирующий;
3 этап – контрольный.
Проведение констатирующего этапа организовалось следующим образом. Дети старшей группы – экспериментальная - 22дошкольника (далее, э. гр.) и воспитанники подготовительной к школе группы образуют контрольную - 22человека (далее, к.гр.).
Констатирующий этап эксперимента.
Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
Задачи:
1) подобрать диагностирующий инструментарий для изучения особенности знаний детей о здоровье человека и определения его отношения к здоровому образу жизни.
2) провести диагностическую работу с помощью метода индивидуальной беседы с ребенком, метода проблемных ситуаций, тестирования и наблюдения.
3) обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Констатирующий этап состоит из 3-х этапов в соответствии с количеством выбранных методик.
На первом этапе констатирующего эксперимента была проведена методика неоконченных предложений для диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни (см. приложение 1).
Цель — изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью, здоровью человека, и здоровому образу жизни.
Мы предлагаем ребенку поиграть в фразы, там образом, мы начинаем предложение, а дошкольник его заканчивает, с условием, что он долго не думает, а говорит первую мысль пришедшей в голову.
Предлагаем следующие фразы:
1. Здоровый человек — это .
2. Мое здоровье .
3. Иногда я болею, потому что .
4. Когда я болею, мне помогают .
5. Когда у человека что-то болит, то он .
6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что .
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе .
8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется .
9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал .
10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то .
11. Когда мои друзья болеют, то я .
12. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю .
С некоторыми детьми, между предложениями, для тестирования мы делали небольшой перерыв, так как дети начинали отвлекаться, уставали, за тем снова приступали к заданию.
Ключ результатов тестирования (таблица 1.)
Таблица 1.
Направленность отношения |
№ предложения |
Отношение к здоровью человека |
1,7 |
Отношение к своему здоровью |
2, 3, 6, 12 |
Отношение к болезни |
4, 5, 11 |
Отношение к опасным для здоровья ситуациям |
10 |
Направленность желаний о здоровье |
8, 9 |
Судя по содержанию высказываний ребенка на определенные предложения, относящихся к категориальным направлениям: отношение к здоровью человека, отношение к своему здоровью, отношение к болезни, отношение к опасным для здоровья ситуациям, направленность желаний о здоровье. Мы можем сделать вывод об особенности представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников.
Показателем адекватного понимания ребенком понятия здоровья человека, отношение к своему здоровью, к болезни, к опасным для здоровья ситуациям, служат следующие ответы (таблица 2).
Ответы испытуемого, которые являются показателем понимания значимости здоровья для человека.
Положение инженерного образования на сегодняшний день
Для развития инженерного образования в России существует несколько очень важных заделов.
1. Российское общество в целом позитивно настроено к обучению. Число студентов вузов увеличилось в течение последнего десятилетия практически вдвое. В 1990 году на 10 000 жителей в России приходилось 190 студ ...
Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возр ...
Проблема социально-психологического обеспечения в педагогическом аспекте
Фундамент высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей закладывается нашей школой. Все мы сегодня понимаем, что недостаточно научить человека грамоте, основам наук. Воспитать человека – задача куда сложнее.
Необходимость изучения проблемы социально ...