Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики

Информация о педагогике » Специальная педагогика » Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики

Страница 1

Реформаторы пренебрегли как нормами научной этики, так и известными в науке способами упорядочения или обновления научной терминологии (опрос ведущих ученых страны по данной отрасли науки с целью выработки ими обоснования необходимости обновления понятийного аппарата; выработка рабочего определения на конференциях, рабочих семинарах, дискуссиях в периодических изданиях; создание рабочей группы специалистов из данной отрасли науки для подбора адекватных понятий и определений, существующих уже в отечественной и зарубежной научной практике и т.д.). И дефектологи страны стали «коррекционщиками», представителями «новой» науки – коррекционной педагогики. Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла «свои понятия», под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологии, психологии, социологии), заменяла устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики. Гуманизации общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую педагогическую терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Психология и медицина, кстати, предпочитают использовать в социальном контексте выражения «медицинская помощь», «психологическая помощь» в широком смысле вместо «психологическая коррекция», «медицинская коррекция». Применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья.

1. Изучите схему. Дайте определение специальной педагогики и её основным отраслям. Какие отросли, выделяют в специальной педагогики? Чем обусловлен процесс дальнейшей дифференциации специальной педагогики как науки?

Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия.

Продолжение процесса дальнейшей дифференциации специальной педагогики как науки ведет к более конкретному определению таких теорий воспитания как:

- детей с задержкой психического развития;

- детей со сложными дефектами;

- детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата;

- детей с эмоциональными нарушениями;

- детей с девиантным поведением.

2. Какое определение соответствует каждому из перечисленных понятий:

- специальная педагогика – наука изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья нуждающегося в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

- специальная психология - отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлеч ...

Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Исследуя экспериментально высшую нервную деятельность детей с нарушениями интеллекта учёные (А.В.Запорожец, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн и др.) выделили ряд особенностей. Важнейшей из них является слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она проявляется в затруднённом формировании новых у ...

Фрагмент урока для 7-го класса по теме «Формулы сокращенного умножения»
Комментарии к уроку Тип данного урока - введение нового материала. Данный фрагмент урока представляет собой исследовательскую работу учащихся, направленную на выявление общей формулы квадрата суммы и разности двучлена. Исследовательская работа не только вызывает огромный интерес у ребят, но и раз ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru