Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.
В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода:
- определение целей исследовательской деятельности (этот этап разработки проекта определяется учителем);
- выдвижение проблемы исследования на основе анализа исходного материала (предпочтительно, чтобы этот этап предусматривал самостоятельную деятельность учащихся в классе, например, на основе «мозговой атаки»);
- формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
- уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных;
- сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов;
- подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов .
Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Технология метода проектов ориентирована на гуманистическое обучение индивидуальный подход в обучении школьников.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на
результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Именно в этом заключается особая значимость метода проектов при обучении школьников, ученик видит результат своей работы – конечный продукт.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Технологии метода проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Эту структуру можно представить в следующем виде (таблица 1).
Таблица 1. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности |
Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует |
Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности |
Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Психологические особенности
детей с общим недоразвитием речи
Характеристика детей с ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и феномообразования. Эти проявления в ...
История внедрения компьютерных технологий в обучение. Использование
технологии Flash при разработке учебных пособий
Одной из актуальных задач в современных условиях является внедрение информационных технологий на всех уровнях образовательной системы и информационное наполнение компьютерных сетей системы образования. В истории информатизации образования выделяют четыре этапа.
Период с начала 50-х и до начала 70 ...
Урок-эссе
Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".
Словарь кратких литературоведч ...