Теория и методология профессиональной ориентации

Страница 5

5. На эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов. Это система трудно поддается организации и управлению. Эти и другие причины позволяют назвать систему профориентации сложной» .

Из сформулированных выше пяти исходных положений вытекает определение системы профориентации школьников.

«Система профориентации школьников

– это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества».

На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 30-ые годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х – на рабочие профессии; в 80-х годах – на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда. На сегодняшний день рынок труда перенасыщен специалистами в сфере юриспруденции и экономики. Ощущается острая нехватка кадров рабочих специальностей, а также инженеров узкой специализации.

«Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности».

При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.

«В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию;

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов;

4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;

5. Социально-профессиональная адаптация;

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства».

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы

– это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Несколько сложнее обстоит дело с методами научного исследования вопросов профориентации. Выделение профориентации в качестве самостоятельной науки предполагает среди прочих важных признаков наличие собственных методов. Но в научных исследованиях по профориентационным проблемам используются методы психологии, педагогики, экономики, социологии, медицины. Поэтому нельзя пока утверждать, что профориентация представляет собой самостоятельную науку. Это междисциплинарное научное направление, призванное решать прикладные задачи оптимального регулирования процесса профессионального самоопределения личности в ее интересах и в интересах общества. Поскольку система знаний, понятийный аппарат и методы разных наук имеют заметные различия, то возникает проблема интеграции необходимых для профориентации знаний.

К числу наиболее важных методологических вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации

. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

Этот критерий важный, но недостаточный. Ведь, например, запланированного процента учащихся можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической точек зрения. И если это показатель становиться главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru