Периодический учет — это проверочные (в конце полугодия и учебного года) и контрольные работы с целью получения данных по результатам обучения за конкретный период. Имеет целью осуществление систематического поэтапного контроля за уровнем профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, выполнением программы производственного обучения, получение данных для оценки учащихся за соответствующий период обучения.
Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, результаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики. Этот вид учета успеваемости учащихся, его организация и содержание определяются применительно к Положению об итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. № 563.
В соответствии с требованиями Госстандарта НПО разработана система основных критериальных (точно измеряемых) показателей качества производственного (практического профессионального) обучения. Она представлена в виде постоянных, не изменяющихся признаков, на основании анализа которых производится объективная оценка (см. табл. 1).
Процедура контроля может быть изображена в виде следующей формулы, показывающей последовательность шагов:
К=В+Из+Оц,
где К — контроль;
В — выявление;
Из — измерение;
Оц — оценка.
Сначала нужно выявить то, что усвоено учащимися. Затем следует измерить усвоенное — например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте и т.д. Заключительная процедура контроля — это оценка результата по определенной шкале. Если мастер (педагог профессионального обучения) пропускает какой-либо из вышеуказанных элементов или действует без норм и критериев то такой контроль выглядит произвольным "выставлением отметок". Субъективные, "на глаз" оценки лишают педагога возможности эффективно управлять процессом обучения и приводят в конечном итоге к некачественной подготовке будущих рабочих.
учет производственный обучение мастер
Таблица 1 Оценка успеваемости по критериальным показателям
№ п/п |
Наименование критериальных показателей |
Основные измерители и эталоны |
Примеры форм и методов диагностики |
1 |
Качество выполнения производственных (учебно-производственных) работ |
Технические и другие установленные требования к качеству работ |
Пробные, проверочные и другие контрольные работы |
2 |
Производительность труда |
Установленные нормы времени (выработки) |
Пробные, проверочные и другие контрольные работы |
3 |
Применение профессиональных знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности |
Уровни усвоения профессиональных знаний и применения их на практике |
Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы |
4 |
Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда |
Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ |
Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы |
5 |
Организация труда и рабочего места |
Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места |
Специальные тестовые задания |
6 |
Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований |
Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии |
Специальные тестовые задания |
Методика использования дидактических игр как формы
обучения детей раннего возраста
Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные св ...
Значение коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Организация на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение.
Психологическое значение
В процессе коллективного учебного труда на уроках математики создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наибо ...
Типы элективных курсов
В научно-методической литературе условно выделяют три типа элективных курсов:
I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
Элективные курсы по ...