Периодический учет — это проверочные (в конце полугодия и учебного года) и контрольные работы с целью получения данных по результатам обучения за конкретный период. Имеет целью осуществление систематического поэтапного контроля за уровнем профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, выполнением программы производственного обучения, получение данных для оценки учащихся за соответствующий период обучения.
Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, результаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики. Этот вид учета успеваемости учащихся, его организация и содержание определяются применительно к Положению об итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. № 563.
В соответствии с требованиями Госстандарта НПО разработана система основных критериальных (точно измеряемых) показателей качества производственного (практического профессионального) обучения. Она представлена в виде постоянных, не изменяющихся признаков, на основании анализа которых производится объективная оценка (см. табл. 1).
Процедура контроля может быть изображена в виде следующей формулы, показывающей последовательность шагов:
К=В+Из+Оц,
где К — контроль;
В — выявление;
Из — измерение;
Оц — оценка.
Сначала нужно выявить то, что усвоено учащимися. Затем следует измерить усвоенное — например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте и т.д. Заключительная процедура контроля — это оценка результата по определенной шкале. Если мастер (педагог профессионального обучения) пропускает какой-либо из вышеуказанных элементов или действует без норм и критериев то такой контроль выглядит произвольным "выставлением отметок". Субъективные, "на глаз" оценки лишают педагога возможности эффективно управлять процессом обучения и приводят в конечном итоге к некачественной подготовке будущих рабочих.
учет производственный обучение мастер
Таблица 1 Оценка успеваемости по критериальным показателям
№ п/п |
Наименование критериальных показателей |
Основные измерители и эталоны |
Примеры форм и методов диагностики |
1 |
Качество выполнения производственных (учебно-производственных) работ |
Технические и другие установленные требования к качеству работ |
Пробные, проверочные и другие контрольные работы |
2 |
Производительность труда |
Установленные нормы времени (выработки) |
Пробные, проверочные и другие контрольные работы |
3 |
Применение профессиональных знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности |
Уровни усвоения профессиональных знаний и применения их на практике |
Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно-практические работы |
4 |
Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда |
Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ |
Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приемов и способов выполнения работы |
5 |
Организация труда и рабочего места |
Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места |
Специальные тестовые задания |
6 |
Соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований |
Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии |
Специальные тестовые задания |
Функции оценки в учебном процессе
Применяемая в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях функционирования образовательной системы. Эти условия изменились, что обнажило недостатки применяемого контроля и оценки. Главными недостатками можно считать следующие :
1. Ежедневный устный опрос как форма ...
Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное
умножение и деление»
Табличное умножение и деление, как определено программами начальной школы, изучается во втором – третьем классе. Эта тема является одной из основных тем программы по математике.
Считаем необходимым установить, какие случаи умножения и деления относятся к табличным. К табличному умножению, как ука ...
Социально – педагогическая деятельность в учреждении среднего
профессионального образования
Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ...