Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности (рис. 1).
На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей (рис. 2).
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым (Теплов Б.М., 1985). Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
В связи с этим сначала рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей (рис. 3).
Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей (рис. 4).
В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими (Дружинин В.Н., 2002; см. аннотацию).
Рис.4.Границы наших задатков по Лангмейеру
Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации (Шадриков В.Д., 1996).
В этом плане можно выделить (рис. 5):
Рис.5. Классификация способностей
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
- в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
- изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
- изучаются общие механизмы формирования способностей.
Перейдем к анализу педагогических способностей.
Подходы к развитию словаря дошкольников
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. ...
Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы
учебной деятельности на уроках математики
Коллективная учебная деятельность как самостоятельная организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [25, 28] и др. также уделяли больш ...
Использование различных форм и видов проверки знаний учащихся в начальных
классах на уроках окружающего мира
Рассмотрим подробнее способы контроля знаний на уроке «Окружающий мир».
При текущем и наиболее частом виде контроля используются индивидуальный и фронтальный опрос, который может быть как устным, так и письменным.
Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со в ...