В работе с воспитанниками использовались следующие методики:
Подвижные игры на развитие координации движений;
Упражнения на выражение чувств (прочтение разнообразных сказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций к положительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинок с изображенными на них разными чувствами);
Пальчиковая гимнастика, направленная на коррекцию речевых нарушений, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны сречевой функцией.
Методика игротерапии с песком. Эффективность применения выбранной методики обусловлена тем, что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песок используют в развивающих, обучающих, коррекционных и терапевтических занятиях. В основе песочной терапии лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях рук, благодаря нему возникает идеальный кинестетический опыт. В процессе игротерапии использовались упражнения на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, упражнения на развитие или восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.
Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись:
1.Несформированность социальной потребности в общении и сотрудничестве с другими детьми;
Неспособность к сосредоточению внимания к заданию, сложность его выполнения;
Детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму острого аффективного переживания;
Ускоренное сексуальное развитие.
Для диагностики и оценки эффективности проводимой игротерапии применялась методика «Психологический портрет ребенка, участвующий в игротерапевтическом сеансе». Оценка проводилась по следующим критериям:
1.Интерес к игровой ситуации, в который включалась оценка: активности при распределении ролей; соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры; склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;
2.Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка:
наличием страха;
капризами, отказом от игры;
ребенок прячется;
убегает;
просит о помощи.
3.Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:
радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;
внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции;
преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;
4.Переживание неудачи в игре
обижается (огорчается);
плачет;
теряет интерес к игре;
отказывается от игры;
агрессивен в игре.
При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.
5.Вербальная контактность
обращается с вопросами к взрослому;
обладает чистой дикцией;
обладает интонационной выразительностью;
Формы организации обучения
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию ...
Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе.
В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение.
Коллективное обучение – это только такое обучение, при котор ...
Наличие выразительных средств и художественных образов
Все диалоги в спектакле в стихах, поэтому изложение красочное и динамичное. Так как я определила, что роль бабушки (исполняет взрослый человек) является связующей, то остальные персонажи: мама, папа, сын, дочка и десять гостей – дети идущие по сюжетной линии предлагаемой персонажем -бабушкой. Атмо ...