стремится к невербальному общению.
Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у
ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки,
6.Двигательная активность
подвижный;
координация движений;
право-левостороння ориентация;
сосредоточен в игре (устойчивое внимание).
7.Внешняя выразительность, характеризующаяся следующим поведением ребенка;
эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;
открытый, непосредственный, раскованный в поведении;
пластичный;
артистичный;
При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей (4 из 10), что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией (другая игровая комната, незнакомые люди), а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы.
Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).
Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.
Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение право-левостронеей ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказывается на ее развитии.
Улучшения показателей, характеризующих внешнюю выразительность поведения ребенка (открытость, артистизм и т.д.) наблюдается по мере включения детей в игру, преодолению стеснительности, неуверенности, что происходит при поддержке ребенка взрослым и предоставлении ему открыто самовыражаться. Владение нормами общения наблюдается у большинства детей, анализ данных показал наиболее высокие результаты именно по этому критерию. По мере включения детей в игру под воздействием взрослого наблюдается более точное соблюдение правил общения со взрослыми и другими детьми.
В целом, анализ данных показал, что у детей дошкольной группы наблюдается задержка психического развития, в отдельных случаях задержка речевого развития, несформированность потребности общения и сотрудничества, что в норме присуще детям дошкольного возраста. Игротерапия способствует развитию и корректировке несформированных навыков, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Однако эффективность проводимых мероприятий напрямую зависит от организации игрового процесса (наличие инструментария, психологическая готовность детей к занятиям). Например, посещение психолога часто не предусматривается внутренним распорядком дня дошкольной группы детского дома, что, зачастую, приводит к психологической неподготовленности детей к методам психологического воздействия и психокоррекции (например, при прерывании увлекательной игры или прогулки). Также важно закрепление у детей приобретенных в процессе игровой терапии навыков, что возможно лишь при проведении систематических упражнений (например, несколько раз в неделю). И в этом случае, приходящий психолог не может в полной мере обеспечить эффективность психологического воздействия.
Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существ ...
Вклад К.Д. Ушинского в русскую народную педагогику
Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания, а именно:
* обосновал один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором должно ...
Становление и развитие этнопедагогики
Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: "Законах царя Вавилонии Хаммурапи" (1792-- 1750 гг. до н.э.), "Законах Ассирии" (вторая половина II тыс. д ...