Каждый из перечисленных видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет определенные функции.
Оценка отражает результаты контроля. С ее помощью определяется степень соответствия результатов деятельности учащегося нормам. Это основной вариант, но возможно еще сравнение с результатами других учащихся или сравнение деятельности и ее результатов в настоящем и прошлом одного и того же учащегося.
Варианты способов оценивания получили названия: нормативный, сопоставительный и личностный. Видимо, различные способы оценивания должны найти адекватное применение в разнообразных технологиях обучения, формах организации деятельности, методах обучения.
В учебном процессе названные виды контроля и оценки могут быть использованы как педагогическое стимулирования. В этом случае необходимо принимать во внимание, что стимулирующее воздействие одного и того же вида контроля и оценки, во-первых, на разных учащихся будет различное, во-вторых, при различных технологиях обучения один и тот же вид контроля и оценки может иметь различную значимость.
С помощью специально разработанных анкет нам удалось выяснить значимость стимулирующего воздействия видов контроля и оценки : а) при различных формах организации обучения; б) личностно-значимое и обобщенно-объетивно значимое стимулирующее воздействие при одной и той же форме организации обучения.
Виды контроля и оценки, значимость стимулирующего воздействия которых выявлялась, были выделены следующие.
Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов и педагогом.
Самоконтроль и самооценка деятельности и ее результатов учащимся.
Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в процессе обучения.
Контроль и оценка деятельности учащегося и ее результатов коллективом учащихся.
Контроль и оценка деятельности учащегося и ее результатов учащимися-экспертами.
Здесь охвачены те четыре вида контроля, которые были названы ранее: контроль педагога (1), самоконтроль учащегося (2), взаимоконтроль учащихся (4,5), сочетание контроля педагога и самоконтроля учащегося (3).
Анкетированием было охвачено 102 студента Ш курса РГАФК, среди них 75 студентов обучались по традиционной системе, 27 - по технологии обучения, основанной на дидактических играх. Задача, которая ставилась в данном случае, заключалась в выявлении значимости стимулирующего воздействия на студентов различных видов контроля и оценки, применяемых в условиях разных технологии обучения. Самооценка значимости стимулирующего воздействия осуществлялась в 10-балльной шкале. Полученные средне статистические результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Контроль и оценка как способы педагогического стимулирования при различных формах организации обучения
№ п/п | Виды контроля и оценки | Традиционное обучение | Технология обучения на основе ДИ | ||
Баллы | Рейтинг | Баллы | Рейтинг | ||
1 | Контроль и оценка деятельности учащихся педагогом | 8,4 | 1 | 7,25 | 3 - 4 |
2 | Самоконтроль и самооценка деятельности учащимся | 7,9 | 3 | 8,25 | 2 |
3 | Сочетание контроля и самоконтроля в процессе обучения | 8 | 2 | 8,5 | 1 |
4 | Контроль и оценка деятельности учащегося коллективом учащихся | 7,1 | 5 | 7,25 | 3 - 4 |
5 | Контроль и оценка деятельности учащегося экспертами-учащимися | 7,5 | 4 | 6,75 | 5 |
Взаимосвязь игры и детского конструирования
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особен ...
Урок – спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготов ...
Методика проведения констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2004 года в подготовительной группе ДОУ №78. В эксперименте принимала участие подгруппа детей: четыре девочки и шесть мальчиков, возраст которых от 5, 8 до 6, 7 лет.
В ходе проведения констатирующего эксперимента был выявлен уровень сформированности ...