Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.
Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства». В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот.
В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.
В. Куц и А. Замостьянов в своей статье « Воспитание и фольклор: возвращение к истокам», исследуя влияние фольклора на ребёнка, приводят в качестве примера кулачные бои на Руси и участников боёв, символизирующих народного, былинного героя: «История кулачного боя, многообразный метафорический смысл, который таится в этом старинном искусстве, — содержательный феномен, в котором смыкаются прошлое и будущее».
Во времена наших предков очень был важен постоянный рост способности и готовности к эффективной защите. Поэтому бой в русской культуре имеет совершенно особый смысл. На этом фоне уместно вспомнить поразительное явление культуры, хранимый в народе образ кулачного бойца, образ защитника. Современному обществу как никогда нужен такой образ.
Традиционный русский кулачный бой не только участниками, а и зрителями воспринимался во множестве контекстов одновременно. «Это и демонстрация наличия силы, необходимой для защиты семьи, рода, общины и здоровья как основы продолжения рода. Это и свидетельство результатов выучки (не обучения, а именно выучки), ради которой и отдавали своих детей в обучение. Это и показ новым поколениям уровня мастерства, к которому они должны стремиться. Это и дополнительные основания для выбора женихов да работников. Это, наконец, просто эстетически понятное и нравственно полезное зрелище, в отличие от роботизированного насилия, заполонившего сегодняшние «произведения искусства».
Авторы работы рассматривают кулачного бойца в деле с разных позиций: видеть всё происходящее его собственными глазами, глазами соратников и противников, глазами детей и подростков, глазами молодых и стариков.
Исследователи приводят пример кулачного бойца из литературы как естественного продолжения фольклорной мысли. В «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова черты русских кулачных бойцов в сопоставлении с прочими их человеческими качествами обобщались в собирательных образах. «На фоне обстановки, других людей и действий этот образ становился и обобщением, и оценкой этого обобщения, и моделью-эталоном для формирования и выбора собственных будущих целей, и эмоциональным стимулом для достижения этих целей. Такой образ — это связь прошлого и будущего: прошлого опыта и будущих достижений» .
В чём же выражается незаменимость образа кулачного бойца? По мнению исследователей, в образе кулачного бойца не было места злобе, ненависти, презрению, не было и стремления к разрушению, уничтожению. В традиционной русской культуре образ кулачного бойца — это образ защитника — сильного, ловкого, великодушного и заботливого. И былинные богатыри думали не о своей победе, а о защите тех, кто стоял за их спинами, о защите своей родины. «К этому надо добавить, что культура русского кулачного боя подразумевала завтрашнее дружеское сотрудничество в хозяйственных работах с сегодняшним «противником» по праздничному бою» [8,234]. Стремление к совершенству не переходило в стремление к чемпионству. Совершенство меряется собой и своим прошлым, чемпионство — соотношением с другими претендентами.
Восприятие образа кулачного бойца ориентировано не только на его внешние действия, но и на стоящую за ним культуру и направляющий всё это интеллект.
Методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы
PowerPoint и требованиям к наглядности
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, ...
Подготовка к печати, печать и после печатная доработка
Допечатная подготовка — это комплекс мероприятий, позволяющий воспроизвести физиологически (или, по крайней мере, психологически) точную копию оригинала при помощи того или иного печатного процесса, а также позволяющий учитывать большую часть ошибок, которые могут возникнуть при печати, и, соответ ...
Восприятие художественной литературы дошкольниками
Литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых, составляют в совокупности детскую литературу. Детская литература как часть общей литературы является искусством слов ...