Духовные истоки народной педагогики

Страница 1

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь пе­дагогической науки. Системные исследования в этой об­ласти начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания на­шла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических раздумьях П. И. Ковалевского.

Проана­лизировав педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа - своя система воспитания. Опыт других наро­дов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемир­ной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педаго­гической системе, как бы ни была она стройная хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пи­тать собственные силы».

Народная педагогика - это духовный феномен, при­сущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, уста­новки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической де­ятельности народа.

Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С одной сторо­ны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методи­ческий инструментарий научной педагогики.

Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разра­батывались в Чебоксарах, Москве, в педагогических ву­зах Северного Кавказа.

К сожалению, в советское время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за основу принимался только национальный исторический опыт.

В редких случаях интегрировался опыт народного вос-нитания, накопленный этносами одной языковой груп­пы, например, адыго-черкесской.

Такой сугубо националь­ный подход нельзя признать объективным. П. А. Кропот­кин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия - главные истоки нрав­ственности.

Поэтому вполне естественно, что у ногайцев и ингушей, относящихся к разным языковым группам, вследствие близкого хозяйственного уклада сложились однотипные нормы неписаного права регулирования се­мейных отношений - адаты, а нартский эпос - это тво­рение и достояние и адыгских народов, и осетин, и бал­карцев, и карачаевцев, и народов нахской группы.

Рядом живущие ногайцы.и калмыки, исповедующие соответ­ственно ислам и ламаизм, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая на­ука освободилась от. идеологических императивов, необ­ходима объективная интерпретация народных воспита­тельных традиций.

Интерес к народной педагогике не является случай­ным, ибо она - часть духовной культуры народа, фор­мирующей основы этики и морали. Как это ни удиви­тельно, но принципы народной педагогики на всех мате­риках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориенти­ров. Это так важно знать каждому из нас в век межна­циональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда в силу ряда при­чин небольшая этническая группа попадала в инонацио­нальное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала ей сохранить родной язык, этничес­кое самосознание, чувство этнической общности и наро­дные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев.

По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успе­хов в педагогике необходимо опираться на систему, со­зданную самим народом, в которой учитываются природ­ные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоя­тельств. Знание устного народного творчества, т. е. отра­женного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития наро­да, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.

В свое время выдающийся итальян­ский философ Джоберти справедливо заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа - из религии.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики
Креативность – фактор одарённости, который отражается в тестах интеллекта, академических работах, научно-технических достижениях. Показатели креативности: беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве. ...

Вклад А.С. Макаренко в этнопедагогику
Новаторство Макаренко - в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами, особенно же - русскими и украинцами. Это и «Слово о полку Игореве», и «Поучение Владимира Мономаха», и братские школы Львовщины и воспитательная система каза ...

Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием." Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расход ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru