Духовные истоки народной педагогики

Страница 2

Именно такой концептуальный подход был взят нами за основу при разработке программы курса «Этнрпедагогика» для Ростовского педагогического университета - головного педагогического вуза Северного Кавказа, од­ного из самых пестрых в этническом и конфессиональ­ном отношениях регионов нашей планеты.

Северный Кавказ - это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих на­родов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское на­селение появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань. Руси­чи проникли до нынешнего с. Преградное Ставрополь­ского края. Естественным образом здесь, в плотном со­циальном пространстве, сформировался тугой узел меж­личностного общения и межэтнического сосуществова­ния народов.

В обострившихся в последние годы много­численных социально-политических конфликтах лиде­ры противоборствующих сторон разыгрывают националь­ные и религиозные карты.

Такая пестрая палитра национального состава насе­ления Северного Кавказа обязывает нас пристально изу­чать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе может утверждаться только через языки, обра­зование и культуру. По этой причине воспитательным традициям народов Северного Кавказа мы уделяем под­черкнутое внимание. К тому же этнопедагогика северо­кавказских народов, как и этнопсихология, до послед­него времени оставалась как-то в тени, хотя система их семейного воспитания, ставившая целью вырастить здорового, стойкого и смелого человека, безусловно, пред­ставляет большой интерес.

Л. Н. Толстой утверждал: «Мы гораздо ближе к Вос­току, и скорее следовало бы Изучать языки индусский, китайский, даже персидский и их удивительную фило-еофскую литературу». География Северного Кавказа та­кова, что нам ближе культура и традиции тюркоязыч-ных народов, чем, скажем, народная педагогика славян-еких стран Центральной Европы. Этим-то и объясняется значительный удельный вес той части учебника, кото­рая отведена этнопедагогике народов, исповедующих ислам и буддизм.

Курс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования у сту­дентов творческого отношения к педагогической деятель­ности, начатого при изучении курсов общей педагогики и психологии.

К тому же изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются природа и религия, в значительной мере будет способ­ствовать формированию планетарного мышления учите­ля, характерного для современной педагогики всех ци­вилизованных стран.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного».

Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических» действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним».

Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в обще ...

О профильном образовании за рубежом
В большинстве стран Европы все учащиеся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе получают примерно одинаковую подготовку, К седьмому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в ос ...

Структура урока физической культуры и характеристика его частей
Наиболее полно и доступно, по моему мнению, структура урока была раскрыта в учебнике Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. По их мнению, каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отра ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru