Методы диагностики сформированности фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Информация о педагогике » Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР » Методы диагностики сформированности фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

Страница 2

Слова: аист, утка, иголка, очередь, азбука, игра, гиря, горох, сом, стук, полы, вилы.

•Выделение конечного гласного звука в слове.

Задание: хлопни в ладоши над головой, если услышишь гласный звук в конце слова. Назови гласный звук.

Слова: голова, игра, стена, огонь, ленты, мост, кустики, листики, пальто, брошу, сижу.

•Выделение первого и последнего гласного звука в слове.

Задание: услышишь гласный звук в начале слова, топни правой ножкой;

услышишь гласный звук в конце слова, топни левой ножкой. Назови первый и последний гласный звук в слове.

Слова: избушка, апельсины, иголка, улица, указка, индюки, утюги, уши, усы, изюминка, ангина, опера, овощи, иду, ухожу, ищи.

Позанимались спортом, можно ехать дальше

Станция № 5 «Шифровальщики»

•Навыки звукового анализа. Задание: положи столько кружков, сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.

Анализ звукового ряда: АУ УА АИ ИЛ ИУ УИ

Анализ односложных слов: БАК ЗАЛ ТУК НОС КОТ КИТ

-Нахождение заданного звука в слове. Задание: если в слове услышишь звук [П], положи перед собой счетную палочку.

Слова: панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка — нотка, кошка — кепка, кивать — копать.

•Определение последнего согласного звука в слове.

Задание: назови последний согласный звук в слове, напиши соответствующую букву.

Слова: утенок, валенок, котенок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолет, бегемот, брат, куст, канат, трап, сноп, комар, помидор.

•Нахождение слов с заданным звуком в тексте.

Задание: послушай предложение и назови слова, которые начинаются на звук [О]:

«Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика».

Ребенок называет слова, начинающиеся на звук [О]. За каждое слово получает колечко (шарик, бусинку) и подсчитывает их количество.

Станция № 6 «Кривое зеркало»

- Навыки звукового синтеза. Узнавание слов, произнесенных наоборот.

Задание: произнеси слово наоборот. Слова: ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.

- Составление слов из данных звуков. Задание: слова рассыпались, собери звуки в слова.

Например: Д, О, М; Т, О, К; М, А, К; У, С, Ы.

- Выделение гласного звука из середины слова.

Задание: назови гласный звук, который слышится («живет», «спрятался») в середине слова.

Слова: бак, лом, дуб, там, ток, лук.

Возвращаемся домой

Использование игровых приемов позволяет в интересной для ребенка форме провести диагностику фонематического восприятия и уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Во время обследования рекомендуем обратить внимание на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит правильно. Как показывает логопедическая практика, восприятие сохранных звуков может быть затруднено или нарушено.

Данные обследования заносятся в речевые карты.

Динамика развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отражается кружками разного цвета: синий цвет - не смог выполнить задание, зеленый цвет - справился с помощью взрослого, красный цвет - справился самостоятельно. Это позволяет родителям и детям наглядно видеть перспективы и результаты коррекционной работы. Таблица, в которой отражаются результаты данного обследования прилагается в приложениях.

Формирование фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо осуществлять на всех видах занятий и в свободной деятельности. Правильно организованная работа по развитию и коррекции фонематического восприятия помогает формированию лексико-грамматических представлений. Своевременная профилактика и коррекция фонематических нарушений способствует успешному обучению детей в школе.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Система домашних упражнений
Обстоятельное решение более менее сложной геометрической задачи на построение требует много времени. Между тем на уроки геометрии в средней школе отводиться сравнительно мало часов. В силу этих причин учитель математики решает весьма огромное количество задач на построение, а остальные упражнения ...

Этапы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения иностранному языку
Формирование навыка со всеми присущими ему качествами, особенно автоматизированности, устойчивости, гибкости и относительной сложности, требует определенных условий. Поскольку условия создаются в упражнениях, становятся ясными, что для формирования речевых навыков необходимы специальные упражнения ...

Формы физического воспитания в семье
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, вынос ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru