Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием школьников

Информация о педагогике » Эстетическое воспитание учащихся профильных классов при обучении дизайну » Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием школьников

Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет. Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное внимание педагогов и родителей к этому процессу значительно ускоряет ход его развития. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Педагогическое руководство им осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ними вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник составляет самохарактеристику, которая затем корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей. На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности какую литературу об искусстве прочитать, какие музыкальные вечера посетить, научиться смотреть кинофильмы, в какой кружок записаться и т. д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки.

На третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать упражнения. Прежде всего советует установить разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с ме тодами самовоспитания: самоубеждением, самовнушением, само приказом, аутотренингом, методом вхождения в роль. Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя самопринуждением, сколько научился бы хотеть, желать, а также не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.

Самовоспитание — это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах Поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, но последние, идя навстречу и доверяя подростку, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития.


Другие статьи:

Духовные истоки народной педагогики
Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь пе­дагогической науки. Системные исследования в этой об­ласти начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени проблема народного воспитания на­шла отражение и в педагогических работах К. Д. Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропотк ...

Общая характеристика методов коррекции
Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические. Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но дл ...

Изучение художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра
Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учётом своеобразия его рода и жанра. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусст ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru