Экспериментальное исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков в двух параллельных классах после внедрения методики

Информация о педагогике » Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью » Экспериментальное исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков в двух параллельных классах после внедрения методики

Страница 2

Проведенный со школьниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требующие включения учащихся в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно.

После чего был проведен контрольный эксперимент. Методика проведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования.

Результаты исследования занесены в таблицу № 3

Таблица 3

Уровни самостоятельности детей (контрольный этап)

Кол-во

детей

пол

Уровни самостоятельности (кол/ % )

1

2

3

4

5

25

Девочки (14)

-

-

8/56

6/44

-

Мальчики (11)

-

1/91

8/73

2/18

-

Наблюдение проводилось следующим образом:

Во-первых, в условиях коррекционного учреждения г. Саратова проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали как младшие школьники с недостатками интеллекта складывали школьные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).

Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением младших школьников в столовой (умение правильно пользоваться столовыми приборами ит.д.)

В-третьих, были организованы мероприятия по уборке классного помещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оцнивалась активность школьников, принимавших участие в уборке.

В-четвертых, с младшими школьниками с нарушением интеллекта проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.

Критерии оценки (был использованы материалы Т.А. Марковой с учетом контингента специальной школы 8 вида).

1 уровень этот уровень характеризуется отсутствием самостоятельности. Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок не способен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно - бытовом труде - дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь педагогу.

Ручной труд - здесь самостоятельность младшего школьника с нарушением интеллекта на очень низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу.

2 уровень — на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например пытаются проявить инициативу - вытереть пыль).

3 уровень - это средний уровень самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способен самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно — бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.

4 уровень - более высокий уровень учащийся без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.

5 уровень - самый высокий уровень характеризуется полной самостоятельностью во всех видах трудовой деятельности. Учащийся проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Формулировка игровой цели и игровых задач
Формулировка игровой цели: Игровая цель подразумевает под собой рассмотрение в театрализованной программе и решение препятствия для возвращения домой мальчика Сережи, научив его вежливым словам в игровой форме. Программа предусматривает решение игровых задач:1.Обучающих: а) умение следовать инстр ...

История возникновения профильного обучения в России
Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные ...

Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru