Общая характеристика затрудненного общения

Информация о педагогике » Игра как метод коррекции затрудненного общения » Общая характеристика затрудненного общения

Страница 2

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность и т.д.

Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л. Рубинштейн) Когнитивный стиль - есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля - с низкой и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П. Иванов). Люди с высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессером может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства.

Соответствие индивидуально-психологических особенностей, включающие интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчить, так и затруднить общение.

И.С. Зимняя называет еще одну область коммуникативных затруднений - это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника.

Первый - внутренние конфликты самого ребенка. Например, ребенок со страхом автономии, не решивший в свое время дилемму "самостоятельность-нерешительность", во внешнем поведении, особенно в психологически дискомфортной ситуации, какой часто является посещение школы, может проявлять пассивность, двигательную заторможенность, нерешительность, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним; и он оказывается в изоляции.

Второй источник дезадаптации - особенности темперамента ребенка. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Ребенок с низкой адаптивностью, высокой интенсивностью реакций и с негативным фоном преобладающего настроения труден для коллектива детей, вызывает много агрессивных реакций и реакций избегания, что, в свою очередь, обижает и злит ребенка. Коллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами на всем ее протяжении, обиды у ребенка становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и понимания.

Так же на особенности общения влияет тип нервной системы. И.С. Кон считает, что самая распространенная трудность общения детей - это застенчивость.

И.С. Кон утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению И.С. Кона, школьникам надо избавляться от их застенчивости.

Третий источник дезадаптацин - семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и ригидно воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочки, скопированные у мамы, вызывают смех и непонимание в кругу сверстников. Такого рода конфликты, вызванные неадекватными кругу сверстников стереотипами поведения, особенно свойственны детям, попавшим в школу сразу после домашнего воспитания, не посещавшим детский сад.

Отсюда Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, относят к причинам трудностей общения неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы в ходе эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы является отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям. БУП от 09.03.2004 г. устанавливает объем учебного времени ...

Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизни ...

Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года
В книге «Ярославль. История города в документах и материалах» я нашла статистические данные за 1914 по женским учебным заведениям г. Ярославля. В 1914 году в Ярославле было 2 женских духовных училища, в которых обучалось 616 учащихся и 5 женских гимназий с общим количеством гимназисток 1913. Таким ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru