Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

Информация о педагогике » Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса

Страница 1

В развитии традиционных культур велика была роль религии, определявшей мировоззрение человека, его отношение к природе и обществу, его национальную психологию (ментальность).

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе педагогической.

Культура язычества. Язычество – религия, основанная на поклонении многим богам и обожествлении сил природы (воды, огня, земли, ветра), животных, растений, деревьев. Это – воззрения на космос, природу, человека, которые не были единообразными. Так, в славянском язычестве одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода; третьи – в души умерших предков и в духов; четвертые – в тотемных животных, пращуров и т.п., поэтому возникли различные обряды и ритуалы.

Основу народного мировоззрения составляла мифология, в которой отразились представления о миропорядке, о том магическом, таинственном, «чудесном», с чем была связана вся жизнь славянина. Но так как она не была записана, исследователи пытаются восстановить ее, изучая заклинания, народные песни, поверья, ритуалы, заговоры, былички, загадки и т.п. Отсюда - неоднородность толкований.

Рассматривая язычество, отметим два существенных момента:

– не существует полной его картины, и древняя вера славян напоминает обрывки старинных кружев, полный узор которых утерян;

– нет и устоявшегося мнения отдельных исследователей по вопросу о языческих культах и их отдельных персонажах.

Наиболее известны исследования языческой мифологии, проведенные В.В. Ивановым и В.Н. Топоровым, Б.А. Рыбаковым. Последний из названных авторов предостерегает исследователей язычества, в частности, от категорических утверждений о времени зарождения представлений о божествах, так как они могут быть результатом естественного накопления в памяти людей взглядов, возникших в разные эпохи. То же предостережение касается и толкования функций разных божеств: есть свидетельства того, что некоторые божества со временем теряют свои «обязанности», другие же, наоборот, сохраняя свои имена, становятся более значимыми, иногда наблюдается слияние нескольких божеств в одно. Необходимо осторожнее судить и о количестве славянских богов. Крайне противоречиво толкуют этимологию и семантику этих богов и лингвисты. Следовательно, разночтения в суждениях о языческой культуре естественны и закономерны.

«Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаической языческой подосновы. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народов», - писал Б.А. Рыбаков.

Самые древние боги не имели имен, а известны были только Род, отождествляющий мужское начало, и Рожаницы, отождествлявшие начало женское, дающие жизнь всему живому. Позже они стали наделяться многообразными силами и получили в разных племенах имена собственные: Яровит, Световид, Мокошь, Златая Баба и др. Древнеславянские божества – это также упыри и берегини, олицетворяющие души добрых или злых умерших людей; впоследствии эти безыменные персонажи получили свои имена.

К X в. на Руси установился более организованный культ, в котором согласно «Повести временных лет» выделяются высшие божества; именами их клялись, заключали договоры. Наряду с высшими божествами известны и низшие – духи лесов, водоемов: лешие, водяные и т.п.

Как считает Б.А. Рыбаков, космогонические представления славян были связаны с образом женщины. Земля, почва, вспаханное поле были уподоблены женщине; засеянная нива, земля с зерном – женщине, ожидающей рождения ребенка. Рождение из зерна новых колосьев уподоблялось рождению ребенка. Женщина и земля были сопоставлены и уравнены на основе древней идеи плодовитости, плодородия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Организация социально – педагогической деятельности с подростком из неблагополучной семьи в условиях учреждения среднего профессионального образования
В своей работе с подростком из неблагополучной семьи специалисты профессионального училища должны опираться на положение об исключительном влиянии семьи на подростка. Работа социального педагога с подростком из неблагополучной семьи — это работа и с подростком, и с семьёй одновременно. Предотвра ...

Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями
Первые 6 месяцев жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях. После полугода ...

Идеи Яна Амоса Коменского
Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru