Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи младших школьников

Информация о педагогике » Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов » Особенности развития речи младших школьников. Требования к речи младших школьников

Страница 2

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановки различных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точного определения качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.

«Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности», - отмечает А. Люблинская.

Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.

Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода от громкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения. В результате которого обнаружено несколько форм речевого поведения детей:

Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости.

Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных.

Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса.

Невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз.

Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых.

Психолог И.Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Литовские психологи: Г. Буткене, А. Кепалайте обращают внимание на изменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок может использовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой – при общении с взрослым родственником, и третий – при общений с со своими друзьями, сверстниками».

Многие психологи считают, что для настойчивой работы по развитию речи лучше всего использовать языковые (речевые) способности ребенка до 10 лет. Речевые способности отличаются от лингвистических способностей человека, которые проявляются в уровне таких интеллектуальных действий, как анализ, синтез, классификация и др. Можно прекрасно говорить и писать, но не обладать лингвистическими способностями как и наоборот: высокий уровень -лингвистических способностей человека еще не означает, что он владеет в совершенстве речью.

Т.А. Ладыженская предлагает рассмотреть связную речь учащихся, с точки зрения таких присущих ей характеристик, как функции, формы, виды, функционально-смысловые, функционально-стилистические и композиционные формы речи.

Функции речи. Вначале речь ребенка выступает в двух социальных функциях - как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира. Затем в 3-7 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности (например, игры как со взрослыми, так и с детьми), для планирования своих действий и как средство приобщения к определенной группе людей.

В школе в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот период приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на товарищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивно развивается и групповое общение.

Формы речи (устная и письменная речь). Ребенок овладевает вначале устной речью. До 3-х лет его устная речь, как правило, ситуативна, т. е. связана с определенной жизненной ситуацией и понятна только в этой ситуации. Но наряду с этой речью постепенно появляется контекстная устная речь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения. Однако контекстная устная речь детей даже 6-7 лет развита меньше: в их рассказах взрослым об увиденном, услышанном присутствуют элементы ситуативности, что делает их высказывания полностью или частично непонятными для слушателя.

Письменной речью (а не только письмом) ученики овладевают в школе, при этом используется их устная речь: владение определенной лексикой, грамматикой языка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Профессионально-педагогическая ролевая игра как прием повышения речевой активности учащихся
Ролевое общение обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности. Игра – особо организованное занятие, треб ...

Двигательная активность и её значение для детей дошкольного возраста
Для обеспечения оптимального двигательного режима, прежде всего, необходимо увеличить физическую нагрузку в процессе предметной деятельности, сохраняя при этом основную цель при её организации: совершенствовании с содержанием предмета, развитие устойчивого интереса, настойчивости, сосредоточенности ...

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Четырехугольники»
Комментарии к уроку Тип данного урока относится к уроку закрепления и систематизации знаний. Его основная цель – выявить экспериментальным способом свойства четырехугольников. В данном фрагменте представлен необычный способ систематизации знаний – практический эксперимент. Учащиеся самостоятельно в ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru