состоящей из уравнения и двух неравенств.
Даётся краткий алгоритм для решения логарифмических уравнений:
Для решения уравнения при , нужно:
1) решить уравнение f (x) =g (x);
2) из найденных корней отобрать те, которые удовлетворяют неравенству f (x) >0 (или, то же самое, неравенству g (x) >0; обычно используют более простое из этих неравенств), а остальные корни отбросить, так как они являются для данного уравнения посторонними.
Далее рассматриваются примеры решения логарифмических уравнений, но в данном учебнике они более сложные.
В учебнике А.Г. Мордковича тема "Логарифмические уравнения" выделена отдельным пунктом. Понятие логарифмического уравнения дано следующим образом:
"Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида
,
где a - положительное число, отличное от 1, и уравнения, водящиеся к этому".
Сформулирована теорема:
Если и , то логарифмическое уравнение (где , ) равносильно уравнению .
Выделяются три основных метода решения логарифмических уравнений:
1) Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции (он был рассмотрен ранее при изучении свойств функции).
2) Метод потенцирования. Он основан на теореме, изложенной в параграфе.
3) Метод введения новой переменной.
Все методы решения логарифмических уравнений рассмотрены в данном параграфе на примерах, или в предыдущих параграфах.
Задачный материал включает: простейшие логарифмические уравнения, а также более сложные, содержащие в подлогарифмическом выражении квадратный трёхчлен и иррациональность, содержащие в основании дробные числа, выражения с переменной и иррациональность, дробные логарифмические уравнения, уравнения, содержащие логарифм в степени, логарифмические неравенства и системы уравнений. В учебниках Колмогорова и Мордковича выделены обязательные задания и задания повышенного уровня. Профильное различие заключается в количестве практического материала и в сложности предлагаемых заданий.
Сравнительный анализ содержания школьных учебников показал, на наш взгляд, что для работы в классе с углубленным изучением математики, т.е. для физико-математических классов, больше всего подходит учебник Н.Я. Виленкина, для общеобразовательных классов учебники С.М. Никольского и А.Г. Мордковича, для гуманитарных классов, в которых математика изучается по минимуму учебник А.Н. Колмогорова.
Специально разработанные учебники по математике для разных профилей на данный момент ещё не получили широкого распространения, поэтому при подготовке к уроку учитель пользуется несколькими учебниками и различными методическими пособиями. Например, при подготовке к уроку математики в классе физико-математического профиля некоторые учителя пользуются одновременно учебниками А.Г. Мордковича и Н.Я. Виленкина, что обусловлено полнотой содержания по данной теме и трудностью подобранного задачного материала. В этом состоит одна из проблем обучения математике в классах разного профиля.
§ 4. Модульная карта изучения темы "Логарифмические уравнения"
1. Учебная цель: познакомить учащихся с логарифмическими уравнениями и способами их решения, научить решать логарифмические уравнения. | |
2. Блок информации: учебник | |
Урок 1. Решение логарифмических уравне-ний (с использованием модульного обучения и лекционного метода. Промежуточный контроль: Работа по карточкам, индивидуальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль и взаимопомощь. Проверка домашних дифференцированных работ. Урок 2. "Подготовка к контрольной работе". Взаимоконтроль, выставление рейтинговых оценок, самооценка. Урок 3. Контрольная работа по теме: "Логарифмические уравне-ния". Промежуточный контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, домашняя дифференцированная работа, контроль учащихся при выполнении заданий. |
Содержание карточек. 1) Решите уравнения: , , , , , на "3" , , . 2) Решите уравнения: , , , Найдите больший корень уравнения.
Решите уравнения: на "4" , . 3) Решить уравнения: , , , на "5" Самостоятельная работа "Логарифмические уравнения". Решить уравнения: На "3": , , . На "4": , , . На "5": , , . На данном этапе решаются задания аналогичные заданиям в контрольной работе. Все задания поделены на три уровня. Со слабыми учениками решение всех заданий осуществляется на доске. Учащиеся, имеющие более высокие знания, решают самостоятельно, а затем проверяют своё решение по листу самоконтроля. Контрольная работа предполагает задания на "3", "4" и "5". Приведём примеры заданий: На "3": Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение: На "4": Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение: . На "5": Найти x, если: . Найти область определения функции: . Решите уравнение:
|
Наблюдения и практическое применение знаний по данной проблеме
В данной исследовательской работе нам бы хотелось особо уделить внимание на обучение различным видам речевой деятельности, так как мы считаем, что речевая деятельность это прежде всего общение. Мы разделяем положение А.А.Леонтьева о том, что общение – «процесс установления и поддержания целенаправ ...
Качество вычислительного навыка табличного умножения и
деления
Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной ...
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность
всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с возде ...