Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Информация о педагогике » Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе » Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

Рассмотрим, каковы особенности развития речи у старших дошкольников.

А.Г. Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.

На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс, количество инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной группой — встречаются грамматические переборы, "нащупывание" формы: бровь, бровев, бровей; многочисленные случаи неверной постановки ударения. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.

Формирование структуры предложений

В процессе освоения связной речи и рассказывания дети начинают активно пользоваться формальной сочинительной связью. (Например: Потом раз, подбежали . И под бревно, и все соскользнули и упали.) Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. Широко используется прямая речь. Предложения соединяются при помощи слов и, вот, потом, через синонимическую замену, лексический повтор.

В связи с расширением сферы общения, содержания познавательной деятельности, в связи с возрастающей контекстностью речи погрешности синтаксиса начинают преобладать над другими ошибками. На них приходится до 70% от общего числа грамматических погрешностей в связной речи. Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

На шестом году жизни, как и ранее, активно протекает усвоение ряда морфологических средств (форм множественного числа именительного и родительного падежей существительных, повелительного наклонения глаголов, степеней сравнения прилагательных и наречий). Ребенок осваивает новые области действительности, новый словарь и соответственно формы грамматического изменения новых слов.

А.Г. Арушанова говорит о том, что на шестом году жизни, как и ранее, активно протекает усвоение ряда морфологических средств (форм множественного числа именительного и родительного падежей существительных, повелительного наклонения глаголов, степеней сравнения прилагательных и наречий).

Ребенок осваивает новые области действительности, новый словарь и соответственно формы грамматического изменения новых слов.

На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи: существительное (ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок, скворятки, скворчатки, скворенки), прилагательное (кашенная, растайчивая, сердитные, обиденные, обедный, длинноуший), глагол (гакает, прокатнулся, втыкнул).

В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении ребенка к экспериментам со словом.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, "грамматические переборы").

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Речь. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблеме развития речи посвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев, Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это я ...

Контингент учащихся учреждения среднего профессионального образования
Контингент учащихся УСПО разнообразен, но в основном он представлен учащимися из неблагополучных семей, конфликтных семей, аморальных семей, из педагогически несостоятельных семей. Подробнее рассмотрим каждую группу. Для полноценного воспитания детей нужна благополучная во всех отношениях семья: в ...

История города Орша
Орша расположена в верхнем течении реки Днепр, частично на склонах Оршанской возвышенности. Ее координаты: 54 градуса 30 минут северной широты и 30 градусов 25 минут восточной долготы. Орша — центр Оршанского района, расположенного на юго-востоке Витебской области. Город является крупным узлом желе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru