Со второй половины ХХ века в развитых странах и в науке, и в общественном сознании, и в социокультурной политике преобладает концепция «культурного детерминизма». Культурологический подход (понятийно-ценностный) акцентирует главное достоинство человека - наличие и развитие такой его сущностной силы как высокоразвитое мышление и обеспечивает не только выживание вида, но и развитие как совершенствование. Основным законом культурологического подхода выступает коэволюция человека, являющегося одновременно и субъектом, и объектом культуры, и культуры как способа существования человечества, а социальной формой - гуманное антропоцентрическое общество.
Новая парадигма образования полагает одним из важнейших направлений его культурологизацию. Ибо образование как сфера специфической деятельности является, в первую очередь, составной частью культуры, причем играет в ней стержневую роль (Н.Киященко). Культурологическая парадигма, основываясь на восприятии общего образования как важнейшей части культуры, исходит из представления, что сама система школьного образования должна отражать состояние (тип) культуры, отвечая в своих основных содержательно-структурных параметрах ее содержанию, формам и тенденциям развития.
Общее образование – это оптимальный механизм обеспечения устойчивого существования культуры. Следовательно, цель общего образования:
1) как определенной сферы духовной деятельности - совершенствование ребенка посредством целенаправленного и специально организованного приобщения к культуре как способу существования и совокупности зафиксированных результатов духовной деятельности;
2) как социокультурного института - трансляция смыслов в форме информации и способов ее эффективной обработки, а также социально значимых фрагментов опыта;
3) как общеобразовательного учреждения - создание наиболее благоприятных условий для инкультурации и культуризации школьников.
Существующий ныне культурологический подход в сфере общего образования закономерен, естественен и органично вытекает из природы (сущности) человека. Культурологический подход в общем образовании обеспечивает эффективность процесса перевода достижений культуры как общественного явления в план личностного бытия. Решение данной задачи видится нам в культурологизации общеобразовательной школы. Это нужно:
- во-первых, ребенку, т. к. человек не обладает от рождения единством сущности и существования, оно достигается только в процессе духовного развития, основой которого является самоопределение в культуре; но глубокая семантическая зашифрованность культуры делает ее принципиально закрытой, фактически недоступной для самостоятельного овладения ребенком, требуются сознательно организованные целеосмысленные усилия по включению его в мир культуры; только в этом мире возможно свободное саморазвитие и формирование личности во всей ее полноте;
- во-вторых, культуре, т. к. школьник, включаясь в духовно-практическую деятельность по производству себя как духовного существа, обогащает культуру созданными духовными ценностями, в том числе - своей личностью, позицией или культурной ролью; прогресс культуры напрямую зависит от активности и позитивной направленности духовной деятельности каждого, и наоборот - чем полнее каждый из них включится в этот процесс, тем более благоприятной станет культурная жизнь для самореализации обучающегося, и в тем большей мере она сможет оказывать обратное влияние на общество.
Поэтому наиболее эффективны и перспективны те модели общего образования, которые позволяют построить новые стратегии социального и культурного поведения, превращают свод гуманитарного знания в новую парадигму исторического действия - тем более, что согласно синергетике, существует возможность преобразовывать социум не методом многократных проб и ошибок, а резонансно возбуждая надлежащие формы социальной организации. Непременным и необходимым условием этого процесса является изменение умонастроения и устремлений индивидов, что ведет к изменению социально-психологического и социокультурного климата общества.
В сегодняшней социокультурной ситуации появилось принципиально новое для российского менталитета понимание школьного образования как личностно-ориентированной культурной (а потому - творческой) деятельности. В соответствии с ним общеобразовательная школа должна быть культуросообразной, культуроемкой и культуротворящей. Культурная школа – «точка приростания» («ростовая точка») культуры нашего общества.
С позиций культурологического подхода главной целью общеобразова тельного учреждения является создание наиболее благоприятных условий для достижения ребенком самотождества через развитие сущностных сил и форми рование личности в социокультурном смысле.
Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования
третьего поколения
С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации. Этому предшествовало 7 лет эксперимента и год переходного периода. С 2001 по 2007 год число регионов, включившихся в его проведение на добровольной основе, увеличилось с 5 до 82; ...
Анализ школьных учебников и программ по теме «Решение тригонометрических
уравнений»
При рассмотрении этого параграфа мы будем использовать материал следующих учебников по алгебре и началам анализа: А.Г. Мордкович "Алгебра и начала анализа 10-11», Ю.М. Колягин и др. «Алгебра и начала анализа 10 кл.», А.Н. Колмогоров и др. «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.», М.И. Башмаков «А ...
Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общ ...