Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Информация о педагогике » Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время » Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Страница 1

Со второй половины ХХ века в развитых странах и в науке, и в общественном сознании, и в социокультурной политике преобладает концепция «культурного детерминизма». Культурологический подход (понятийно-ценностный) акцентирует главное достоинство человека - наличие и развитие такой его сущностной силы как высокоразвитое мышление и обеспечивает не только выживание вида, но и развитие как совершенствование. Основным законом культурологического подхода выступает коэволюция человека, являющегося одновременно и субъектом, и объектом культуры, и культуры как способа существования человечества, а социальной формой - гуманное антропоцентрическое общество.

Новая парадигма образования полагает одним из важнейших направлений его культурологизацию. Ибо образование как сфера специфической деятельности является, в первую очередь, составной частью культуры, причем играет в ней стержневую роль (Н.Киященко). Культурологическая парадигма, основываясь на восприятии общего образования как важнейшей части культуры, исходит из представления, что сама система школьного образования должна отражать состояние (тип) культуры, отвечая в своих основных содержательно-структурных параметрах ее содержанию, формам и тенденциям развития.

Общее образование – это оптимальный механизм обеспечения устойчивого существования культуры. Следовательно, цель общего образования:

1) как определенной сферы духовной деятельности - совершенствование ребенка посредством целенаправленного и специально организованного приобщения к культуре как способу существования и совокупности зафиксированных результатов духовной деятельности;

2) как социокультурного института - трансляция смыслов в форме информации и способов ее эффективной обработки, а также социально значимых фрагментов опыта;

3) как общеобразовательного учреждения - создание наиболее благоприятных условий для инкультурации и культуризации школьников.

Существующий ныне культурологический подход в сфере общего образования закономерен, естественен и органично вытекает из природы (сущности) человека. Культурологический подход в общем образовании обеспечивает эффективность процесса перевода достижений культуры как общественного явления в план личностного бытия. Решение данной задачи видится нам в культурологизации общеобразовательной школы. Это нужно:

- во-первых, ребенку, т. к. человек не обладает от рождения единством сущности и существования, оно достигается только в процессе духовного развития, основой которого является самоопределение в культуре; но глубокая семантическая зашифрованность культуры делает ее принципиально закрытой, фактически недоступной для самостоятельного овладения ребенком, требуются сознательно организованные целеосмысленные усилия по включению его в мир культуры; только в этом мире возможно свободное саморазвитие и формирование личности во всей ее полноте;

- во-вторых, культуре, т. к. школьник, включаясь в духовно-практическую деятельность по производству себя как духовного существа, обогащает культуру созданными духовными ценностями, в том числе - своей личностью, позицией или культурной ролью; прогресс культуры напрямую зависит от активности и позитивной направленности духовной деятельности каждого, и наоборот - чем полнее каждый из них включится в этот процесс, тем более благоприятной станет культурная жизнь для самореализации обучающегося, и в тем большей мере она сможет оказывать обратное влияние на общество.

Поэтому наиболее эффективны и перспективны те модели общего образования, которые позволяют построить новые стратегии социального и культурного поведения, превращают свод гуманитарного знания в новую парадигму исторического действия - тем более, что согласно синергетике, существует возможность преобразовывать социум не методом многократных проб и ошибок, а резонансно возбуждая надлежащие формы социальной организации. Непременным и необходимым условием этого процесса является изменение умонастроения и устремлений индивидов, что ведет к изменению социально-психологического и социокультурного климата общества.

В сегодняшней социокультурной ситуации появилось принципиально новое для российского менталитета понимание школьного образования как личностно-ориентированной культурной (а потому - творческой) деятельности. В соответствии с ним общеобразовательная школа должна быть культуросообразной, культуроемкой и культуротворящей. Культурная школа – «точка приростания» («ростовая точка») культуры нашего общества.

С позиций культурологического подхода главной целью общеобразова тельного учреждения является создание наиболее благоприятных условий для достижения ребенком самотождества через развитие сущностных сил и форми рование личности в социокультурном смысле.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстано ...

Виды понятий
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «столица Украины» и др.). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «автомобиль», ...

Методика составление таблиц умножения и деления
Составление каждой таблицы умножения и соответствующих случаев деления ведется примерно по одному и тому же плану, с постепенным усилением доли самостоятельного участия детей в этой работе. При составлении таблиц используются все те приемы, которые были уже усвоены детьми на предыдущих уроках. На ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru