Одной граней этой идеи образования является развитие личности и общества. Образование — процесс и результат развития личности в ходе обучения и воспитания. Основным в постановке целей общего среднего образования является развитие общих способностей личности, универсальных способов деятельности. В зависимости от этого строится процесс обучения. Мера развития ученика выступает как мера качества работы учителя школы, всей системы образования. В педагогической практике, которая остро ощущает дефицит воспитательной и личностно-ориентированной направленности обучения, появились различные нормы обучения, основными задачами которых является не только приобретение знаний в области иностранных языков, но и развитие личности учащихся. Это концепции личностно- гуманного подхода в обучении Ш. А. Амонашвили.
Как решается вопрос о связи обучения с воспитанием и развитием в преподавании иностранного языка? Воспитательные и развивающие возможности преподавания языка видятся в формировании мировоззрения, страноведческих знаний и расширении кругозора учащихся, осознании и развитии мышления и практического владения родным языком. В связи с реформой предлагается усилить воспитательный потенциал предмета «иностранный язык», а именно использовать интересные, насыщенные мировоззренческой информацией тексты, углублять и расширять внеклассную работу.
Считается, что на уроке иностранного языка воспитательные цели должны реализоваться, но практическая цель - практическое владение языком - является ведущей. Высказывается мысль о том, что гипертрофированный подход к развитию одной из целей (практической, воспитательной, образовательной, развивающей) может привести на практике к различного рода перегибам либо в сторону практицизма, либо в сторону расширенного толкования образовательных целей и насаждения формализма. Поэтому воспитательные цели привязываются, в основном, к учебным целям и частично определяют лишь содержание учебного материала (текстов).
Действительно, постановка воспитательных целей, не основанная на психологическом анализе изменений личности ученика, специальном контроле за этими изменениями, учете результатов этих изменений, как бы повисает в воздухе.
Таким образом, по мнению Ю.И.Леднева, появляется необходимость подойти к воспитательным целям с психологической позиции, т. е. представить их в виде задачи формирования определенных психологических новообразований, связанных с мотивацией и эмоциями, с непременным контролем и учетом наличия или отсутствия этих образований.
Какие же средства и методы достижения воспитательных целей используются на занятиях по иностранному языку? В основном воспитательные цели достигаются с помощью словесных упражнений. Правильно рассуждая под влиянием учителя, сообщая новую информацию, учащиеся создают иллюзию изменения мировоззрения и других личностных образований в нужном направлении. В используемых «словесных» методах часто игнорируется широко известный психологический принцип, что психика формируется в деятельности. На уроках ученик занят учебной деятельностью. Очевидно, что для развития личности учащихся необходима соответствующая организация этой деятельности. Однако, прежде чем рассмотреть такую организацию деятельности, суммируем основные недостатки работ, посвященных воспитывающей функции иностранного языка.
Психологическая структура учебной деятельности
Проблема структуры учебной деятельности и выделения основных ее компонентов является одной из значимых в современной педагогической психологии. Психологические аспекты содержания понятия учебной деятельности являются предметом исследования В.В. Давыдова, А.А. Деркача, Т.В. Ивановой, И.И. Ильясова, ...
Иппотерапия
воспитание образовательный имаготерапия реабилитация
Иппотерапия (лечебная верховая езда, ЛВЕ) – реабилитация и оздоровление человека с привлечением потенциала верховой езды на лошади.
1.
Вид деятельности
Двигательная активность, внимательность, осторожность
2.
Форма деятельност ...
Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств
учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий ...