Психологическая структура учебной деятельности

Страница 2

В соответствии с этим психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) определяется как целостное единство учебно-важных качеств и их взаимосвязей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют учебную деятельность.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к обучению в ВУЗе. Ведущей составляющей готовности к обучению и выбору будущей профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование. Готовность характеризуется как один из показателей развития и становления личности, который определяется как свойство личности и носит многоплановый, динамический характер. Готовность в общем - означает положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию. Это такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий. В связи с этим готовность к обучению в ВУЗе может рассматриваться как сложное интегративное качество личности, представляющее динамическое состояние индивида, обладающего теоретической и психологической подготовленностью к обучению в вузе, сформированной профессиональной направленностью и способностью к адаптации в новых условиях обучения.

Анализируя готовность, В.Д. Шадриков первичным ставил профессионализм индивида. Предположение сформировано на основе индивидуального опыта и практики, многообразных социальных отношений, процесса обучения. В результате вырабатывается готовность к деятельности как проявление способностей. Как убедительно доказано в исследованиях В.Д. Шадрикова и Ю.П. Поваренкова, любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Именно способности и опыт субъекта определяют эффективность и успешность выполнения деятельности. Интегральным проявлением способностей, знаний и умений, по мнению В.Д. Шадрикова, является интеллект, уровень которого определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов, программ и их связями и целостным характером функционирования.

В работах Н.В. Нижегородцевой убедительно доказано, что готовность к обучению, по сути, представляет собой интегральное свойство целостной индивидуальности, является вариантом более общего свойства индивидуальности – готовности к деятельности. Психологическую основу готовности к обучению (готовности к деятельности) составляет психологическая структура деятельностно-важных качеств, побуждающих, направляющих, контролирующих данную деятельность и реализующих ее в исполнительных действиях.

В рамках системогенетического подхода структура психологической готовности к обучению в ВУЗе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (УВК, входящие в состав структуры готовности) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения в ВУЗе. Качества, имеющие наибольший вес в структуре готовности и, следовательно, большее количество связей с другими УВК, называются базовыми. Они играют интегрирующую роль, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основной для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Уровень развития некоторых качеств оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называют ведущими УВК. Другие учебно-важные качества оказывают влияние на успешность усвоения знаний в учебной деятельности опосредованно через влияние на УВК, входящих в структуру готовности.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Вклад В.А. Сухомлинского в становление этнопедагогики
В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания" ...

Причины общего недоразвития речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндо ...

Ушинский К.Д. «О пользе педагогической литературы»
Педагогика - дело не только профессионалов. В этой статье Ушинский рассуждает о необходимости сделать педагогику достоянием общества. При этом утверждает, что «педагогика не может быть названа наукой «в строгом смысле слова», и что ей «нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, хими ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru