Роль ролевых игр в развитии ребенка

Информация о педагогике » Роль ролевых игр в развитии ребенка

Страница 6

Кроме того, в ролевые игры детям лучше играть вдвоём или втроём. Если в семье несколько детей, близких по возрасту, это получается само собой, если нет - постарайтесь найти ребёнку постоянного партнёра для игр. Если же партнёрами малыша всегда оказываются только игрушки, у него будет мало опыта общения с другими детьми и ему будет труднее строить отношения с ними.

Хорошо развитый ребёнок достигает уровня простых ролевых игр в два - два с половиной года в совместной со взрослым игре и в возрасте около трёх лет в самостоятельной игре. Если с ребёнком играют мало - он достигает этого уровня в совместной игре в три-четыре года, а в самостоятельной - в четыре-пять лет и может так на нём и остановиться.

На уровне простой ролевой игры останавливаются многие дети, которые ходят в детский сад, если в этом садике достаточно много игрушек, но воспитатели уделяют мало внимания игре. Подрастая, они оказываются достаточно адаптированными к типовым жизненным ситуациям, но - если это отставание не скорректировать - не готовыми к более сложным ситуациям. Например, к ситуациям конфликта с учителем или одноклассником, к ситуациям, требующим инициативы и самостоятельного выбора линии поведения.

Приходя в школу, такие дети часто бывают склонны решать все вопросы драками или жалобами учителю. Их мнение обычно совпадает с мнением учителя или большинства класса. Мальчики стремятся самоутвердиться с помощью силы или даже наглости, девочки - хвастаясь нарядами, куклами и подчёркнуто "правильным" поведением (а иногда, как и мальчики, драками и наглостью). Как правило, у них слабое воображение, и они плохо понимают мотивы и чувства других людей, выходящие за пределы обыденного. Вырастая, они становятся основными потребителями массовой культуры: глянцевых журналов, бульварной литературы, массовой кино - и видеопродукции, - и их социальным поведением достаточно легко манипулируют политики и другие "властители дум".

Если вы много играете с малышом, разговариваете с ним и читаете ему, то уже в три - три с половиной года он сможет, играя с вами, от одной игровой ситуации переходить к другой, т.е. начать играть в игры с простым сюжетом. В самостоятельной игре малыша игры с простым сюжетом могут появиться в три с половиной или четыре года. При этом ребёнок вовсе не перестаёт играть в простые ролевые игры, довольно долго он может с удовольствием играть в игры обоих этих типов.

Третий этап: сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в "поездку на дачу" может протекать так: сначала все вместе "едут на дачу" на "машине" или на "электричке", затем "папа" копает или поливает грядки, "мама" готовит "еду", а "дети" ловят "кузнечиков", потом все вместе "идут в лес" за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношения персонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить и договариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения самих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит. Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участие взрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые и взаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.

Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно "переваривать" любые события, которые сильно потрясли или задели его, - радостные или страшные, печальные или обидные. В игре малыш может много раз переживать новогодний праздник или посещение цирка - до тех пор пока эмоционально не "насытится" этим опытом. Точно так же он может многократно проживать те чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.

Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение (поступление в школу, поездка в гости или на рыбалку и тому подобное).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Педагогическая теория Коменского. Структура и содержание «Великой дидактики»
Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогичес ...

Проекты по реорганизации народного образования, созданные во время буржуазной французской революции
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. Однако феодально-абсолютистский режим задерживал развитие капитализма, сельского хозяйства, промышленности и торговли. Французская буржу ...

Методические особенности изучения темы «Треугольники и четырехугольники»
Основная задача образования – создание личностью целостной картины мира, и, соответственно, процесс обучения, ориентированный на развитие личности, должен обеспечивать ребенка такими знаниями и в такой организации, чтобы он мог на их основе постепенно формировать целостное представление о мире. У ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru