Роль ролевых игр в развитии ребенка

Информация о педагогике » Роль ролевых игр в развитии ребенка

Страница 3

Коварство этой ситуации в том, что её последствия становятся очевидны далеко не сразу, ведь дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых и продолжает их слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а взрослые теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают ужасаться эмоциональной чёрствости своего отпрыска, его расчётливости или примитивности его интересов. Но изменить уже окрепший эмоционально-смысловой стереотип видения мира и поведения в нём теперь гораздо сложнее и удаётся далеко не всегда.

Другой важный аспект - это развитие структуры игры. Если с ребёнком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера .

Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого.

Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребёнка.

В игре ребёнок свободен и сам определяет свои действия, учится взаимодействовать с другими людьми - как сверстниками, так и взрослыми - на равных. Занятие же всегда связано с выполнением заданий, которые даёт взрослый, учит выслушивать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с нею. Занятия в большей мере развивают операционально-техническую сторону деятельности ребёнка, иначе говоря, позволяют ему овладеть новыми средствами и способами действия. Игра же развивает прежде всего мотивационные и эмоционально-личностные возможности малыша, стимулирует формирование его собственной познавательной и творческой активности.

Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы, но собственная познавательная активность у них не развивается, а иногда даже и деградирует.

Более того, пренебрегая игрой дошкольников и всё больше насыщая их жизнь различными учебными занятиями, мы можем спровоцировать реальное сокращение и обеднение дошкольного возраста как самоценной эпохи детства. Неизбежным следствием этого станет эмоционально-личностная примитивность и неразвитость воображения в сочетании с ранней интеллектуализацией. В результате мы можем получить поколение личностно неразвитых и лишённых творческого воображения интеллектуалов.

Ещё одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в "непроработанности" эмоциональных впечатлений - страха, возмущения, обиды и других. Непереработанные и "непереваренные" впечатления оседают в душе ребёнка грузом проблем и приводят к появлению "необъяснимых" страхов и слёз, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.

Игры-имитации и другие формы действий с игрушками Ролевым играм противостоят неосмысленные действия или действия с упрощённым смыслом: запускание машинки с мигалкой, разламывание игрушек, стучание по столу и так далее. Такие упрощённые игры возникают, когда взрослые не играют с ребёнком и он оказывается предоставлен сам себе. В результате внутренний мир такого ребёнка формируется очень скудным, и если только впоследствии жизнь не заставит его развиваться, он будет обречён на довольно примитивное существование.

От ролевых игр стоит отличать и игры-имитации

. Это игры с игрушками, воспроизводящими мир реальных и фантастических человеческих предметов: игры со всевозможными машинами, поездами, роботами, бытовой техникой, одеванием и переодеванием кукол, расстановкой кукольной мебели и так далее. Они отличаются от ролевых игр прежде всего тем, что ребёнок не берёт на себя какую-либо роль и не придумывает ход событий, а действует по "логике" игрушки: запускает поезд по железной дороге, надевает на куклу новое красивое платье или "звонит" по игрушечному мобильнику.

В играх-имитациях могут участвовать те же игрушки, что и в ролевых играх, но в них практически нет сюжета или он очень прост - малыш просто запускает машинку или железную дорогу, наряжает Барби или поднимает кубики с помощью игрушечного подъёмного крана. Кроме того, игрушки в имитационных играх должны быть как можно более точными копиями настоящих машин, поездов, одежды, украшений и так далее. Наиболее обширны две группы игр-имитаций - технические (всевозможные машины, железные дороги, подъёмные краны, роботы, военная техника) и кукольные (мир Барби и её многочисленных аналогов, всевозможные кукольные наряды, мебель, бытовая техника, дома и так далее).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Урок — основная форма организации знаний физическими упражнениями и его построение
Анализируя информацию, взятую из книги Л.П. Матвеева, можно сказать, что в системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями [6] . Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок фи ...

Профессиональная направленность личности
В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной. Согласно исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия, выбранная ...

Развитие восприятия и представлений
В дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Специально заниматься развитием чувственного познания нужно в любом дошкольном учреждении. Поэтому многие задачи, связанные с развитием чувственного познания, в специальны ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru