Ушинский К.Д. «О пользе педагогической литературы»

Страница 1

Педагогика - дело не только профессионалов. В этой статье Ушинский рассуждает о необходимости сделать педагогику достоянием общества. При этом утверждает, что «педагогика не может быть названа наукой «в строгом смысле слова», и что ей «нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, химии, анатомии и физиологии и проч.». В основание педагогики Ушинский кладет психологию, антропологию и логику. А педагога называет психологом.

Неубежденный учитель. Набор знаний - еще не образование: «преподавание есть только одно из средств воспитания». А вот откуда пресловутая «роль личности учителя»: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания . не перешедшая в убеждение воспитателя», не будет иметь никакой силы; и потому «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя», и эту «воспитательную силу . нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живет . в характере большинства воспитателей». Короче, если учитель рассуждает о честности, но сам - подлец, или «деньги не главное», а сам думает только о заработке - наши дети научатся или двоедушию, или переймут отрицательные качества вместо нравоучений.

Обществу неинтересны дети? А вот высказывание, актуальное и для России XXI века. Если общество слишком невнимательно по отношению к воспитанию, то оно «не имеет права требовать такой <к детям> любви, от кого бы то ни было, если оно само не показывает участия к делу воспитания». Как выход, Ушинский предлагает сделать педагогическую литературу достоянием общественности.

Родители в ответе. И все вытекающее отсюда. В частности, педагогика совершенно необходима родителям. «Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители, конечно, не избавляются этим от священной обязанности наблюдать за воспитанием. Но для этого родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, что они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой - от своих детей». «Наблюдения над одними отметками, переходами из класса в класс и экзаменационными аттестациями весьма недостаточно» . Современных родителей часто интересуют те же совершенно поверхностные сведения «об успеваемости». Но это не повод посчитать родителей не способными к делу воспитания - Ушинский указывает, что родителям необходимо получить «ясные и здравые понятия о признаках различных наклонностей в детях, знать требования и цель различных родов воспитания и ученья, уметь выбрать и оценить воспитателя», они должны знать «что такое воспитание, его требования, его трудности». И поэтому автор и предлагает сделать педагогику открытой для родителей. Эти знания нужны им и потому, что «родители всегда являются хотя отчасти воспитателями своих детей и полагают первые семена будущих успехов или неуспехов воспитания».

Значимость общественного мнения. Педагогическая литература должна, по Ушинскому, показать школе, что общество от нее требует. Но общественное мнение, понятное дело, не всегда критерий истины. И в этом случае педагогическая литература должна таковое мнение развивать и очищать. «Ясное же и определенное представление общественного мнения о воспитании . есть именно та почва, в котором может укорениться самостоятельное развитие народного воспитания». То есть основа образовательной концепции - общественное мнение, и задача педагогики - не продиктовать свои условия, но помочь обществу прийти к правильному решению. «Действительную силу имеет только то воспитание, которое . будет основывать свои правила на общественном мнении».

Не нравиться общество - уходи. Когда таковое общественное мнение окончательно сформировано, и сообразно с этим сформирована система учебного заведения (Ушинский приводит в пример Итон, Оксфорд, Кембридж), такую систему нельзя менять под вкусы каждого отдельного родителя. Почему? «Человек уже так создан, что голос его в общественном мнении всегда служит выражением его совести, его лучших убеждений; а втайне и поодиночке он дает волю тем побуждениям своей души, дурную сторону которых он сам сознаёт очень хорошо и от которых он откажется публично».

Таким образом, мы можем показать представления Ушинского об идеальной схеме формирования системы образования страны примерно так:

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Иноязычное произношение и его разновидности
Важность владения фонетическими средствами языка объясняется прежде всего тем, что звуковой язык всегда был и остается единственным языком человеческого общества. Следовательно, любые оттенки мысли передаются и воспринимаются через звуковую оболочку языка. Владение фонетической системой языка важн ...

Общая характеристика социально-психологического обеспечения педагогического воздействия
В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. В Республике Узбекистан созданы такие правовые ус ...

Понятие как форма мышления
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других с ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru