Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Информация о педагогике » Формирование интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса » Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса

Страница 3

Также различают эпизодические и постоянные мотивы. Первые возникают эпизодически в процессе деятельности и угасают с её окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых условиях.

Учебная мотивация, являясь частным видом мотивации, определяется как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. В методическом аспекте формирование учебно-познавательной мотивации можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Благодаря различным средствам, вводимым на различных этапах урока, учитель привлекает внимание учащихся к новому материалу, и в данном случае он пользуется мотивацией как средством обучения и воспитания. Учитель старается не только привлечь интерес учащегося к предмету, но и побудить его к самостоятельной работе.

Как сложное системное образование учебная мотивация имеет центральный компонент - оценка субъектом значимости учебной деятельности, индивидуальное отношение к процессу учения, обусловленное личным пристрастием. Поэтому мотивацию к изучению иностранного языка рассматривается как система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учеников овладевать иностранным языком как средством межкультурного общения и проявлять активность в процессе решения коммуникативных и учебно-познавательных задач.

Учебная мотивация может быть разделена на внешнюю и внутреннюю [20]. Внешняя мотивация включает в себя игровые мотивы, широкую социальную: мотивы долга, ответственности, самообразования, развития общего кругозора, и узкую социальную: мотивы благополучия, избегания неприятностей и мотивы престижа, мотив получения хорошей отметки или оценки. Разновидностями внутренней мотивации являются коммуникативная - это мотивы общения на иностранном языке с одноклассниками на уроках, с иностранцами, осуществления переписки с зарубежными сверстниками, и учебно-познавательная: мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения.

Естественно, что, руководствуясь различными мотивами, разные ученики имеют неодинаковый уровень мотивации. Высокий уровень мотивации характеризуется хорошим владением и оперированием учебным материалом в пределах школьной программы, отличной успеваемостью по предмету. Также учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации, как правило, отличаются устойчивой активностью на уроке, проявлением инициативности и самостоятельности. Зачастую предмет, к которому эти ученики проявляют высокий уровень мотивации, является одним из любимых. Своё свободное время такие учащиеся нередко могут посвятить более глубинному изучению предмета.

При среднем уровни сформированности мотивации наблюдается поверхностное владение материалом наряду с хорошей успеваемостью. На уроке такие учащиеся демонстрируют эпизодическое проявление активности и инициативности, преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем или под его непосредственным контролем, в зависимости от обстоятельств и требований педагога.

При низком уровне мотивации у учащегося наблюдается отсутствие желание посещать занятия по предмету . Как правило, ученик слабо владеет программным материалом, отличается пассивностью на уроке, легко отвлекаем. Такой учащийся не отличается высокой успеваемостью по предмету, при возникновении затруднений характеризуется бездействием.

Давно известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя, ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём всё своё внимание, мобилизуя все резервы эмоционального, интеллектуального и волевого характера. В такой ситуации оставаться нейтрально-пассивным он не может. Поэтому учебной роль мотивации для самостоятельной работы очевидна. При рациональном использовании в обучении самостоятельной работы возможно и повышение уровня учебно-познавательной мотивации.

Так как иностранный язык как предмет школьной программы требует от учащихся постоянной, систематической работы учебно-познавательная мотивация необходимо, на которую влияет ряд факторов. У многих школьников одним из ведущих мотивов в учебной деятельности является отметка. Также одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются содержание учебного материала, организация учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Проектный анализ книги
Рост компьютерных технологий, популярность интернет- и аудиокниг не только не разрушили традиционный книгоиздательский бизнес, а наоборот, дали толчок к развитию: увеличиваются тиражи, новые грани демонстрируют дизайн текста и книжные иллюстрации. Открываются новые горизонты для книжного дизайна. Г ...

Теория и методология профессиональной ориентации
При выборе профессии у выпускника школы возникает множество вопросов, порой очень противоречивых. Многие родители, думая о будущем своего ребенка не учитывают мнение и способности самого ребенка, не редко ориентируясь не на возможности и желания ребенка, а на престиж и прибыльность будущей професси ...

Методика работы с сюжетной задачей на конкретных примерах
Задача 1. Расстояние между двумя причалами 35 км. Сколько времени потратит теплоход на путь по реке от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость теплохода 17 км/ч, а скорость течения реки - 3 км/ч? Работа над текстом задачи. После прочтения текста задачи учащимися, задаются сле ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru