Из истории появления лицеев

Появление лицеев относят к началу 19 века. В 1803-1918 гг. лицеи - привилегированные учебные заведения с программой средней и высшей школы и сроком обучения от 6 до 11 лет. Готовили там главным образом чиновников для государственной службы.

Первый лицей в России – Александровский.

Александровский лицей. В 1810-1918 гг. (С 1810 по 1843 - Царскосельский лицей). Создан согласно высочайше утвержденному положению о лицее от 12 августа 1810 года. До 1822 года находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822-1843 гг. - в ведении Управления военно-учебных заведений, с 1843 года - Четвертого отделения Собственной е.и.в. канцелярии. Именным указом от 6 ноября 1843 года переименован в Александровский лицей. Являлся закрытым сословным учебным заведением. Первоначально согласно высочайше утвержденному положению от 12 августа 1810 года в Лицеи принимались дети дворян, по высочайше утвержденному уставу от 10 апреля 1848 года только дети потомственных дворян, внесенных в 6-ю или 5-ю части Родословной книги, и гражданских чиновников не ниже 5-го класса.

По высочайше утвержденному положению от 7 мая 1877 года Лицей имел 6 классов гимназических и 3 - университетских; программа младшего отделения приближалась к курсу классических гимназий, на старших преподавались дисциплины юридического факультета университета. Кроме того, в программу было включено изучение русской и всеобщей литературы и истории. Выпускники Лицея при поступлении на службу получали чины от 12-го до 9-го класса в зависимости от успехов в учебе.

По окончании Лицея и получении классных чинов выпускники могли продолжать обучение в университете по избранному ими факультету с зачислением этого времени в действительную службу и получением жалования. 1 августа 1917 года постановлением Временного правительства Лицей был передан в ведение Министерства народного просвещения, а согласно декрету СНК от 30 мая 1918 года «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомство Народного комиссариата по просвещению» прекратил существование.

Лицей в память цесаревича Николая. В 1868-1918 гг. Открыт 13 января 1868 года на средства М.Н. Каткова и П.М. Леонтьева. По высочайше утвержденному 12 июля 1869 года уставу лицейское обучение предусматривало 8 классов гимназии и 3-летний университетский курс. Непосредственно в Лицее преподавалось только несколько предметов университетского курса, занятия по остальным предметам студенты посещали в Московском университете в качестве вольнослушателей.

Университетские классы делились на факультеты: юридический, историко-филологический, физико-математический. По Временному положению от 26 апреля 1906 года об университетских классах Лицея обучение на них должно было соответствовать программе юридического факультета университета, а гимназический курс - курсу классической гимназии.

Устав Лицея в память цесаревича Николая (1906 г.) устанавливал ценз, связанный с вероисповеданием, - в Лицей принимали только христиан. Все Лицеи находились в ведении Министерства народного просвещения. Окончившие Лицей получали те же права, что и лица, окончившие университет: при поступлении на государственную службу им присваивались чины 14-12-го классов.

Лицей в память цесаревича Николая прекратил существование согласно декрету СНК от 30 мая 1918 года «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомство Народного комиссариата по просвещению».

Ришельевский лицей. В 1817-1862 гг. Образован в Одессе согласно высочайше утвержденному уставу от 2 мая 1817 года. Представлял собой среднее учебное заведение повышенного типа. Система образования в Лицеи зависела от возраста воспитанников: приготовительное образование (от 8 до 10 лет), литературное образование (от 10 до 16 лет) и образование в высших науках (от 16 до 18 лет).

Приготовительное образование включало изучение закона Божьего, русской грамматики, русской истории, географии и арифметики. Литературное образование делилось на 3 класса: грамматики (10-12 лет), словесности (12-14 лет), риторики (14-16 лет).

Образование в высших науках предусматривало изучение математики, физики, механики, логики, метафизики, естественного и народного права, фортификации и артиллерии. Высочайше утвержденный устав от 29 мая 1837 года способствовал приближению Лицея к высшему учебному заведению. От Лицея была отделена гимназия.

По новому уставу Лицей имел два отделения - физико-математическое и юридическое. В 1841 году было создано камеральное отделение. Согласно именному указу от 10 июня 1862 года Лицей преобразован в Новороссийский университет.


Другие статьи:

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал. Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное. Казалось бы, в эстетической области ...

Современная классификация ограниченных возможностей человека. Основания этих классификаций
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категория: · нарушения статодинамической функции (двигательной), · нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, · сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания), · пси ...

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru