Происхождение российской гимназии тесно связано с созданными в середине 18 в. Российской Академией наук и Московским университетом. В 1864 г. в Государственный совет, наряду с проектом нового типового Устава для гимназий, было подано «Представление», в котором содержалось определение учебных заведений типа гимназии: «С именем гимназий давно уже и постоянно соединяется у нас идея об учебном заведении, дающем общее образование и вместе с тем приготовляющем для высшего специального образования в университете». На основе этой идеи и были созданы первые российские гимназии: в 1747 г. - Академическая гимназия при Академии наук в Санкт-Петербурге, в 1755 г. - Академическая гимназия при Московском университете, в 1758 г. - гимназия в Казани, устроенная по образцу гимназии, действовавшей при Московском университете.
История российской гимназии, дававшей среднее общее образование, свидетельствует, что в разные периоды времени существовал различный взгляд на содержание самого среднего «общего образования». По «Регламенту Академии наук» (1747 г.) курс Академической гимназии в Санкт-Петербурге составляли:
- чтение и письмо;
- латинский, немецкий, французский и итальянский языки;
- арифметика, геометрия и рисование.
Воспитанники Академической гимназии, успешно окончившие полный гимназический курс, могли поступать в Университет, который, согласно указанию того же «Регламента», должен был состоять при Академии наук. Из «Регламента московских гимназий» (1755 г.), составленного М.В. Ломоносовым, видно, что в Академической гимназии при Московском университете своекоштных (т.е. обучавшихся за счет родительской платы) воспитанников было очень мало. На средства же казны обучалось «50 человек жалованных школьников». Это и были первые в России гимназисты. В отличие от Академической гимназии в Санкт-Петербурге, учебный курс гимназии, открытой при Московском университете, наряду с латинским, греческим, французским, немецким, английским, итальянским языками (а для желающих - еврейским и халдейским), составляли предметы [6, C.30]:
- православный катихизис, философия, словесность (древняя и русская);
- чистая математика, геодезия, воинская архитектура, воинские экзерциции, гражданская арифметика;
- история, география, начатки политики.
Для гимназии же при Московском университете в 1806 г. было сохранено направление - готовить молодых людей, имеющих призвание к научному поприщу, исключительно для поступления в Университет. После Отечественной войны 1812 г., когда в пожаре погибли здания Московского университета и университетской Академической гимназии, последняя более не возобновлялась. Этому способствовало также то, что еще в 1804 г. в Москве была учреждена отдельная губернская гимназия. Вслед за губернскими гимназиями Санкт-Петербурга и Москвы аналогичные гимназии стали создаваться и в других губернских центрах России. Тем более, что по гимназическому Уставу 1804 г. в каждом губернском городе России положено было быть, по крайней мере, по одной гимназии.
Это положение устава успешно претворялось в жизнь. Основой же для учреждения губернских гимназий послужили главные народные училища, созданные в 1786-1788 гг. при императрице Екатерине II во всех губернских городах. В них, наряду с другими дисциплинами, изучался латинский язык и один из новых языков. При этом необходимо отметить, что еще ранее, в 1760 г., графом И.И. Шуваловым в Сенат был представлен план учреждения гимназий «во всех знатных городах» Российской империи. Этот план был одобрен, но начало его осуществлению было положено лишь в 19 в., в период царствования императора Александра I.
По Уставу 1804 г. в учебный курс гимназий входили следующие предметы:
- чистая математика (алгебра, геометрия и плоская тригонометрия), прикладная математика и опытная физика;
- история с мифологией и древностями, география и статистика;
- философия (логика, всеобщая грамматика, психология и нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика) и политические науки (политическая экономика, право естественное и право народное);
- естественная история, начальные основания наук, относящихся к торговле и технологии;
- латинский язык;
- немецкий язык;
- французский язык;
- рисование.
В дореволюционной российской образовательной системе наряду с собственно гимназиями существовали также прогимназии как начальные ступени гимназического образования. Учебный курс прогимназий (классических и реальных) соответствовал учебному курсу первых 4-х классов гимназий. Прогимназии нередко устраивались и отдельно от гимназий.
В гимназию (или прогимназию) принимались дети в возрасте от 8 до 10 лет. Для подготовки к поступлению в гимназии существовали подготовительные отделения, в которых дети учились год или два в зависимости от возраста и успехов в обучении. В 1-й класс гимназии и прогимназии принимались дети, «умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, из арифметики - сложение, вычитание и таблицу умножения». Однако в некоторых прогимназиях требования для поступающих были значительно выше. Например, для поступления в низший класс Рижской прогимназии требовалось не только знание курса городских элементарных училищ, но и «сверх того, уменье свободно читать по латыни и знание правильного склонения латинских существительных и прилагательных имен» .
Общий прием учащихся в гимназию производился каждый год перед началом учения. Но по решению попечительского совета, по уважительным причинам, дозволялся прием в четыре низших класса гимназии (прогимназии) и в течение всего учебного года, «если по предварительном испытании поступающего удостоверялось, что последний по своим знаниям и развитию может следовать за курсом того класса, в который желает поступить». Система приема и перевода учащихся из одной гимназии в другую была довольно гибкой и обуславливалась, главным образом, успешным прохождением испытаний.
Успешно окончившие полный курс классической гимназии могли «поступать в студенты университетов». При поступлении на гражданскую или военную службы выпускники гимназий имели ряд преимуществ, определенных уставами тех ведомств, в которых бывшие гимназисты собирались служить.
В собственном уставе каждой гимназии и прогимназии был параграф, в котором прописывалась форма одежды гимназистов и гимназисток. В каждом классе полагалось не более 40 воспитанников.
Типовой гимназический устав гласил, что «в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания». В большинстве своем российские гимназии, в отличие от лицеев, не были сословными учебными заведениями.
Обучение в гимназии было платным. По решению педагогического совета от оплаты за ученье освобождались «заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей» [6, C.45]. Впрочем, число освобожденных от оплаты воспитанников гимназии не могло превышать 10 %. Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия.
Руководство гимназией осуществлялось директором, утверждаемым министром народного просвещения. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор - помощник директора по учебной и воспитательной части. В штат гимназии входили преподаватели, воспитатели, законоучитель (преподаватель Закона Божия), врач и письмоводитель. При гимназиях, в соответствии с их уставами, действовали попечительский, а также педагогические, Во второй половине 19 в. гимназия уверенно вошла в образовательное пространство России и заняла в нем ведущее место. Будучи высшей ступенью общеобразовательной российской школы, гимназия давала своим выпускникам знания, достаточные для продолжения образования в российских университетах и других высших учебных заведениях, а также готовила педагогов для начальных школ.
Цели и функции обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развити ...
Педагогические принципы
При организации учебной деятельности учащихся, факультативных занятий и внеурочной деятельности следует руководствоваться объективными законами, отражающими существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития ...
Методика составление таблиц умножения и деления
Составление каждой таблицы умножения и соответствующих случаев деления ведется примерно по одному и тому же плану, с постепенным усилением доли самостоятельного участия детей в этой работе. При составлении таблиц используются все те приемы, которые были уже усвоены детьми на предыдущих уроках.
На ...