Научно теоретические основы исследования

Страница 2

2.2 печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

2.3 радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

2.4 сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

2.5 подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить, указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается. Характеристика мимики: живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики - амимия, гримасы.

Оценка.

Полноценное, четкое выполнение - 1 балл ; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.

Методика №3. Методика исследования орального праксиса

Цель:

выявление силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек.

Исследование объема и качества движения губ

3.1.Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу

3.2 Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Исследование объема и качества движений языка

3.3 Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.

Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.

3.4 Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

3.5 Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).

Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.

3.6 Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

Исследование объема и качества движений мышц щек

3.7 Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Оценка.

Четкое выполнение - 1балл. Незначительные изменения объема, силы, точности движений - 0,5 балла. Отсутствие удержания поз; выраженные изменения, силы, точности объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка - 0,25 балла. Оценивается сила речевых движений (слабые, сильные), точность (точные, неточные), объем (полный, неполный) и переключаемость. Отмечаются наличие синкинезий, девиация языка, быстрота формирования уклада, длительность удержания позы.

Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук

Цель:

Определение качества и степени дифференцированности движений тонкой моторики пальцев рук.

4.1 Пальцы сжать в кулак — разжать.

4.2 Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно («Здравствуй, пальчик»).

4.3 Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз).

4.4 Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз).

4.5 На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз).

4.6 На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз).

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

Оценка.

Полноценное, четкое выполнение - 1 балл; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.

Итоговая оценка результатов эксперимента:

Результаты выполнения всех заданий методик суммируются, определяется степень выполнения по формуле: Сумма баллов / Сумма MAX (25) * 100%, определяется уровень развития психомоторики:

Высокий – 80 – 100% / 20 – 25 баллов

Средний – 60 – 79%/ 15- 19,9 баллов

Низкий – ниже 60%/ менее 15.

База исследования:

ДОУ № 146, г. Оренбург, Северный административный округ, ул. Брестская, д. 30 / 1, заведующий – Переплетова Любовь Павловна.

Дети логопедической группы МДОУ № 146 со стертой дизартрией 5 лет составили экспериментальную группу (20 человек), а дети старшей группы МДОУ №146 5 лет без речевых нарушений – контрольную (20 человек).

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Приемы обучения произношению для среднего и старшего школьного возраста
Школьники среднего и старшего возраста овладевают иностранной фонетической системой по-разному, поскольку они имеют различные исходные данные для такого овладения, в частности различия, связанные с физиологией организма. Например, известно, что резонатор для получения гласных растет наряду с други ...

Понятие векторного изображения. Представление о цветовых моделях. Назначение и элементы графического редактора
Данная тема включает в себя два параграфа, каждый из которых разбит ещё на два пункта. Разумеется, введение в работу с векторной графикой должно начинаться с рассмотрения понятия векторного изображения, а именно знакомством с понятиями о векторной и растровой графике и цветовых моделях. Кроме этог ...

Понятие «аутентичность» в методике
Существуют различные подходы к описанию всех аспектов аутентичности. Остановимся на некоторых из этих подходов. X. Уиддоусон рассматривает аутентичность не столько как свойство, присущее речевому произведению, сколько как характеристику учебного процесса. Он разграничивает понятия «подлинность» и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru