2.2 печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;
2.3 радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;
2.4 сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;
2.5 подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить, указанное выше правильное выполнение мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается. Характеристика мимики: живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики - амимия, гримасы.
Оценка.
Полноценное, четкое выполнение - 1 балл ; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.
Методика №3. Методика исследования орального праксиса
Цель:
выявление силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек.
Исследование объема и качества движения губ
3.1.Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу
3.2 Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений языка
3.3 Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
3.4 Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.
3.5 Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
3.6 Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц щек
3.7 Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Оценка.
Четкое выполнение - 1балл. Незначительные изменения объема, силы, точности движений - 0,5 балла. Отсутствие удержания поз; выраженные изменения, силы, точности объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка - 0,25 балла. Оценивается сила речевых движений (слабые, сильные), точность (точные, неточные), объем (полный, неполный) и переключаемость. Отмечаются наличие синкинезий, девиация языка, быстрота формирования уклада, длительность удержания позы.
Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук
Цель:
Определение качества и степени дифференцированности движений тонкой моторики пальцев рук.
4.1 Пальцы сжать в кулак — разжать.
4.2 Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно («Здравствуй, пальчик»).
4.3 Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз).
4.4 Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз).
4.5 На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз).
4.6 На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз).
Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
Оценка.
Полноценное, четкое выполнение - 1 балл; Частичное, недостаточно четкое - 0,5 балла. Невыполненное или минимально - 0,25 балла.
Итоговая оценка результатов эксперимента:
Результаты выполнения всех заданий методик суммируются, определяется степень выполнения по формуле: Сумма баллов / Сумма MAX (25) * 100%, определяется уровень развития психомоторики:
Высокий – 80 – 100% / 20 – 25 баллов
Средний – 60 – 79%/ 15- 19,9 баллов
Низкий – ниже 60%/ менее 15.
База исследования:
ДОУ № 146, г. Оренбург, Северный административный округ, ул. Брестская, д. 30 / 1, заведующий – Переплетова Любовь Павловна.
Дети логопедической группы МДОУ № 146 со стертой дизартрией 5 лет составили экспериментальную группу (20 человек), а дети старшей группы МДОУ №146 5 лет без речевых нарушений – контрольную (20 человек).
Основные категории педагогики Коменского: «природа
человека», образование, принципы, содержание образования, методы обучения и
воспитания
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить ...
Проблема социально-психологического обеспечения в педагогическом аспекте
Фундамент высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей закладывается нашей школой. Все мы сегодня понимаем, что недостаточно научить человека грамоте, основам наук. Воспитать человека – задача куда сложнее.
Необходимость изучения проблемы социально ...
Сравнительный анализ стандартов среднего общего образования
по математике базового и профильного уровней
Сравнивая стандарты базового и профильного уровней, следует отметить, что различия содержания, обязательного минимума основных образовательных программ, обязательных умений учащихся обусловлены различием целей базового и профильного уровня обучения математике.
Цели изучения математики на базовом ...