Методика изучения лирики в старших классах

Страница 1

В методике изучение лирики считается более сложным, чем изучение лирики и драмы. Этот факт обуславливается рассмотренными нами в первом параграфе специфическими чертами данного рода. Анализ лирического произведения представляется сложным для учеников в первую очередь из-за того, что лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Школьникам необходимо в первую очередь воспринимать эмоциональную доминанту и анализировать текст лирического произведения, не трактуя его однозначно. Очевидно, что восприятие художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и первым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве с художественным произведением является глубокое понимание конкретно-исторического содержания, выраженного в художественной форме, наличия у школьников художественной пресуппозиции.

Добиваясь эмоционального отношения учащихся к художественным произведениям и, в особенности, к лирической поэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях возникают эмоции в процессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигается учащимися с затруднением.

В формировании первого впечатления от изучаемого произведения важную роль играет выразительное чтение. Многое зависит от того, насколько эмоционально и выразительно прочтет его учитель (или же специально подготовленный для этого ученик). Хорошее чтение высвечивает красоту поэтического произведения, помогает постичь его эмоциональное и эстетическое содержание, ощутить интонационное и ритмическое своеобразие. При первом знакомстве учащихся со стихотворением оно читается без каких-либо комментариев. Стихотворные тексты, небольшие по объему, лучше читать наизусть. Чтение учителя в этом случае принимает характер живого общения, и его не может заменить прослушивание исполнения мастеров художественного слова в записи, которое целесообразно использовать на заключительных занятиях.

Читательское восприятие лирического текста проверяется анализом, который, как мы уже сказали, является трудной форма работы для школьников. Однако, единой схемы анализа стихотворения, подходящей для рассмотрения каждого без исключения текста не существует, потому что каждое произведение искусства уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его особенность (оригинальная композиция, неожиданные средства художественной выразительности, традиционный поэтический текст и т. д.) и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Поэтому, чтобы наметить принципы и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения — композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.

Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ предполагает: рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нём сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Важно понять роль метрики, ритма, строфики, рифмы, ассонансов, аллитерации. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Фрагмент урока для 9-го класса по теме «Теорема синусов и теорема косинусов»
Комментарии к уроку Тип данного урока систематизация и обобщение изученного материала. Его основная цель – систематизация знаний по пройденным темам. В данном фрагменте представлен способ закрепления материала в форме коллективной деятельности. Оборудование: сводная таблица. Обобщение и систем ...

Фрагмент урока для 9-го класса по теме «Теорема об отрезках хорд, пересекающихся внутри круга»
Комментарии к уроку Данный фрагмент представляет собой пример того, как можно путем постановки проблемного домашнего задания создать на уроке ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своих действий и самостоятельному выявлению нового материала. Тема урока заранее не объявляется, а вытекает из про ...

Особенности восприятия геометрического материала
Долгие годы геометрия как учебный предмет в школе строилась на дедуктивной (аксиоматической) основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического (понятийного) мышления. Вместе с тем основной целью изучения геометрии признавалось и развитие пространственных представлений (вообра ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru