Методика изучения лирики в старших классах

Страница 1

В методике изучение лирики считается более сложным, чем изучение лирики и драмы. Этот факт обуславливается рассмотренными нами в первом параграфе специфическими чертами данного рода. Анализ лирического произведения представляется сложным для учеников в первую очередь из-за того, что лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Школьникам необходимо в первую очередь воспринимать эмоциональную доминанту и анализировать текст лирического произведения, не трактуя его однозначно. Очевидно, что восприятие художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и первым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве с художественным произведением является глубокое понимание конкретно-исторического содержания, выраженного в художественной форме, наличия у школьников художественной пресуппозиции.

Добиваясь эмоционального отношения учащихся к художественным произведениям и, в особенности, к лирической поэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях возникают эмоции в процессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигается учащимися с затруднением.

В формировании первого впечатления от изучаемого произведения важную роль играет выразительное чтение. Многое зависит от того, насколько эмоционально и выразительно прочтет его учитель (или же специально подготовленный для этого ученик). Хорошее чтение высвечивает красоту поэтического произведения, помогает постичь его эмоциональное и эстетическое содержание, ощутить интонационное и ритмическое своеобразие. При первом знакомстве учащихся со стихотворением оно читается без каких-либо комментариев. Стихотворные тексты, небольшие по объему, лучше читать наизусть. Чтение учителя в этом случае принимает характер живого общения, и его не может заменить прослушивание исполнения мастеров художественного слова в записи, которое целесообразно использовать на заключительных занятиях.

Читательское восприятие лирического текста проверяется анализом, который, как мы уже сказали, является трудной форма работы для школьников. Однако, единой схемы анализа стихотворения, подходящей для рассмотрения каждого без исключения текста не существует, потому что каждое произведение искусства уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его особенность (оригинальная композиция, неожиданные средства художественной выразительности, традиционный поэтический текст и т. д.) и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Поэтому, чтобы наметить принципы и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения — композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.

Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ предполагает: рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нём сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Важно понять роль метрики, ритма, строфики, рифмы, ассонансов, аллитерации. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков
Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно ...

Профессионально-педагогическая ролевая игра как прием повышения речевой активности учащихся
Ролевое общение обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности. Игра – особо организованное занятие, тр ...

Программа С.А. Козловой "Я - человек"
Программа "Я - человек". Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу "инструмент", который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной де ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru