Мы выстраиваем анализ в соответствии с законом единства форм и содержания. Представим примерную пошаговую схему:
1) «от восприятия – к форме»: какие эмоции возникли у вас при прочтении данного стихотворения? Почему? Какие средства художественной выразительности обеспечивают такое восприятия? и так далее;
2) «от формы – к содержанию»: С какой целью автор вводит в текст произведения следующие средства художественной выразительности? Какой цели служит композиция произведения (если она оригинальна и важна в процессе анализа)? и так далее;
3) «От формы и содержания – к идее»: как формальный и содержательный план произведения служат раскрытию его главной идее? Какова главная идея произведения? (этот вопрос также может задаваться косвенно) и так далее.
Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Роль учителя в таких ситуациях сложная. Ориентиром для преподавателя могут служить, например, серьезные литературоведческие исследования. Одни из них дадут ему общее направление в работе, другие подскажут конкретные формы целостного анализа текста. Разумеется, задачи и формы литературоведческого и школьного анализа художественного текста при общей основе имеют и существенные различия. Литературовед всесторонне исследует то или иное явление он может сосредоточить свое внимание на решении какого-то частного, специального научного вопроса. Учитель пользуется результатами литературоведческого анализа на уроке в той мере, в какой они позволяют ввести класс в образный мир и проблематику произведения.
Как мы уже сказали, читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Особенно нуждаются в приобщении к поэзии и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления. В 10-11 классах происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников, при изучении произведений особый упор начинает делаться на историко-литературный контекст, часто встречаются монографические темы, наиболее полно охватывающие творчество того или иного поэта и писателя, расширяется терминологический аппарат. Так, критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее, старшеклассники учатся производить целостный анализ стихотворения в соответствии с принадлежностью его автора к тому или иному литературному направлению, в соответствии с определенными вехами в исторической жизни страны и личной жизни автора, что, в свою очередь, определяет формальные (тропы, стилистические фигуры, ритм, рифма, стихотворный размер) и содержательные характеристики лирического текста.
Рассмотрим особенности изучения лирики в старших классах на примере монографической темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина».
Методика работы с сюжетной задачей на конкретных примерах
Задача 1. Расстояние между двумя причалами 35 км. Сколько времени потратит теплоход на путь по реке от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость теплохода 17 км/ч, а скорость течения реки - 3 км/ч?
Работа над текстом задачи.
После прочтения текста задачи учащимися, задаются ...
Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.
Книга с иллюстрациями
Воспитатель начинает занятие с обсуждения ...
Психолого-педагогические занятия по воспитанию здорового образа жизни
дошкольников 4-6 лет
Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка
Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист ...