Мы выстраиваем анализ в соответствии с законом единства форм и содержания. Представим примерную пошаговую схему:
1) «от восприятия – к форме»: какие эмоции возникли у вас при прочтении данного стихотворения? Почему? Какие средства художественной выразительности обеспечивают такое восприятия? и так далее;
2) «от формы – к содержанию»: С какой целью автор вводит в текст произведения следующие средства художественной выразительности? Какой цели служит композиция произведения (если она оригинальна и важна в процессе анализа)? и так далее;
3) «От формы и содержания – к идее»: как формальный и содержательный план произведения служат раскрытию его главной идее? Какова главная идея произведения? (этот вопрос также может задаваться косвенно) и так далее.
Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Роль учителя в таких ситуациях сложная. Ориентиром для преподавателя могут служить, например, серьезные литературоведческие исследования. Одни из них дадут ему общее направление в работе, другие подскажут конкретные формы целостного анализа текста. Разумеется, задачи и формы литературоведческого и школьного анализа художественного текста при общей основе имеют и существенные различия. Литературовед всесторонне исследует то или иное явление он может сосредоточить свое внимание на решении какого-то частного, специального научного вопроса. Учитель пользуется результатами литературоведческого анализа на уроке в той мере, в какой они позволяют ввести класс в образный мир и проблематику произведения.
Как мы уже сказали, читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Особенно нуждаются в приобщении к поэзии и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления. В 10-11 классах происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников, при изучении произведений особый упор начинает делаться на историко-литературный контекст, часто встречаются монографические темы, наиболее полно охватывающие творчество того или иного поэта и писателя, расширяется терминологический аппарат. Так, критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее, старшеклассники учатся производить целостный анализ стихотворения в соответствии с принадлежностью его автора к тому или иному литературному направлению, в соответствии с определенными вехами в исторической жизни страны и личной жизни автора, что, в свою очередь, определяет формальные (тропы, стилистические фигуры, ритм, рифма, стихотворный размер) и содержательные характеристики лирического текста.
Рассмотрим особенности изучения лирики в старших классах на примере монографической темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина».
Сущность метода проектов
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским ...
Модернизация структуры высшего образования в Украине
Социально-экономические и политические изменения в обществе, укрепление государственности, вхождение Украины в мировое сообщество невозможны без структурной реформы национальной системы высшего образования. Приоритетной задачей является модернизация высшего образования в соответствии с современным ...
Факторы, влияющие на формирование интереса к
иностранному языку у пятиклассников
Оценка учеником значимости учебной деятельности, его индивидуальное отношение к процессу учения, которое обусловлено личным пристрастием, является учебной мотивацией. Применительно к предмету иностранного языка, она может быть рассмотрена как система целей, потребностей и мотивов, побуждающих учащ ...