Всего партизанами-заслоновцами было уничтожено около 8 тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвано 12 230 рельсов, пущено под откос 218 воинских эшелонов, разбито 104 паровоза, взорвано 40 мостов, выведено из строя 33 танка и даже был сбит один самолет. Кроме названного соединения в районе действовали бригады «Бати», «Чекист», «Звезда», «Богушевская бригада» и др. В их составе храбро воевало много оршанцев и жителей района.
Три года продолжалась оккупация Оршанской земли. За это время город был превращен фашистами в мощный узел обороны. Вокруг Орши и на восточном берегу Днепра противник создал оборонительную линию с дотами, дзотами, противотанковыми рвами, минными полями, траншеями, укрепленными позициями для артиллерии и танков. Каждая улица, каменный дом, руины — все приспосабливалось к обороне. Орша больше года оставалась прифронтовым городом, на Оршанском направлении шли тяжелые бои. Утром 27 июля 1944 г. в ходе стратегической наступательной операции «Багратион» Орша была освобождена от немецко-фашистских захватчиков войсками 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-полковника И. Д. Черняховского.
Преодолевая сильное сопротивление противника, первыми в город ворвались солдаты стрелкового полка 192-й дивизии под командованием полковника Ф. А. Стебенева. Двигаясь с боями по городским улицам, они захватили на рассвете железнодорожную станцию, которая была заминирована. Немцы оставили на Оршанском узле около 20 паровозов и десятки вагонов, подготовленных для отправки в Германию. Составы были загружены заводским оборудованием, награбленным продовольствием. А в одном из них находилось почти 3 тысячи наших сограждан, которых должны были вывезти в немецкую неволю.
Фашисты также заминировали единственный железнодорожный мост через Днепр. В его опоры заложили 5 тонн тола. И когда до взрыва оставались считанные часы, сюда под огнем врага прорвались наши воины. Они уничтожили немецких саперов, обезвредили взрывное устройство и удерживали мост до подхода советских войск. Мост был спасен, и боевая техника смогла быстро переправиться через реку. За этот подвиг сержанту Е. Макееву и ефрейтору А. Юрченко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Десятки частей и соединений, личный состав которых проявил мужество и героизм, получили почетное наименование «Оршанских». Звания Героя Советского Союза были удостоены Сергей Митта, Федор Стебенев, Юрий Смирнов, Анна Никандрова, французский летчик эскадрильи «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр. 10 уроженцев Оршанщины, отличившихся в боях на других фронтах Великой Отечественной войны, также получили это высокое звание: П. Дудчик, В. Завадский, Н. Корначенок, Н. Ольховский, С. Пустельников, И. Семенюк, И. Сержантов, М. Сиянии, А. Соляников, Б. Хигрин. Тремя орденами Славы был награжден П. Костюкович.
В жестокой борьбе многие лучшие сыновья и дочери нашего народа ценой своей жизни приближали победу. В гестаповских застенках были замучены оршанские подпольщики А. Сковорода, А. Шкабарин, А. Карабкина, Г Евменов, И. Петроченко, Е. Гречиха, П. Благочинный, Е. Николаева, И. Суходольская, братья Белявские и многие другие.
На фронтах войны Оршанская земля потеряла 11 тысяч своих сыновей и дочерей. За мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками сотни подпольщиков и партизан награждены высокими правительственными наградами. Звание Героя Советского Союза было присвоено Константину Сергеевичу Заслонову. Его именем названо локомотивное депо и улица, открыт музей, носящий его имя, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На вокзале воздвигнут памятник герою (скульптор С. Селиханов, лауреат Ленинской премии), который стал своеобразной визитной карточкой города. Образ прославленного белорусского партизана и подпольщика навечно запечатлен в произведениях искусства.
Спорные вопросы в организации полового воспитания в школе
В настоящее время многие психологи считают, что детям полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:
1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или ...
Естественнонаучные основы развития психомоторных функций
Изучение психомоторного развития человека в его многоуровневых и многогранных проявлениях определяется местом психомоторной организации в целостной психологической структуре человека как индивида, личности, субъекта важнейших социальных видов деятельности — труда, познания, общения.
Двигательные ...
Формы обучения детей с проблемами в развитии
Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей с проблемами развития:
- специализированный детский сад полного дня;
- специализированные группы кратковременного пребывания в детском саду;
- специализированные школы;
- школы-интернаты;
- школы надомного обучения.
...