Орша в годы Великой Отечественной войны

Страница 1

С первых дней Великой Отечественной войны Орша оказалось в зоне военных действий. С 23 июня 1941 г. город и железнодорожная станция регулярно подвергались налетам немецко-фашистских бомбардировщиков. Началась эвакуация промышленного оборудования предприятий. Жители возводили оборонительные сооружения. В этот тяжелый период произошло событие, которое навсегда вошло в историю Второй мировой и Великой Отечественной войн. Под Оршей впервые было испытано новое оружие — легендарные «Катюши»— ракетные установки БМ-13 под командованием капитана И. А. Флерова. 14 июля в 15 часов 17 минут изо всех семи установок был сделан первый залп по станции Орша, где уже находились эшелоны с техникой и солдатами противника. Второй удар был нанесен по переправе немцев через Оршицу. Противник был охвачен паникой и понес значительные потери.

Однако, несмотря на применение нового оружия и мужественное сопротивление наших войск, а также огромную помощь населения в строительстве оборонительных объектов, Оршу пришлось оставить. К этому времени танковые колонны противника, прорвавшиеся через Днепр южнее, захватили Смоленск и окружили защитников Орши с запада и востока.

Заняв 16 июля весь город, гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим. За первый год хозяйничанья в Орше было повешено и расстреляно около 2 тысяч жителей. В городе было организовано гетто, в которое согнали несколько тысяч человек. Только за один день 20 ноября 1941 г. немцы расстреляли здесь 1873 евреев.

Зловещей приметой «нового порядка» стали лагеря военнопленных, где томились под открытым небом от 10 до 15 тысяч советских солдат и офицеров. Вскоре с помощью оршанских подпольщиков значительная часть военнопленных была освобождена, и они пополнили ряды народных мстителей.

Оккупационный режим не сломил воли народа к сопротивлению. В городе и районе действовало мощное коммунистическое и патриотическое подполье. Оршанский подпольный партийный центр был создан 16 июля 1941 г., то есть в первый день оккупации. Руководителем его стал Леонид Анкинович, заместителями А. Сковорода и А. Шкабарин. Уже к концу 1941 г в городе насчитывалось более 20 подпольных групп, 7 из них — на железнодорожном узле. Всего же в городе в период оккупации действовало более 50 подпольных групп.

Подпольщики нападали на фашистские обозы и автоколонны, минировали дороги, подрывали мосты и линии связи. На железнодорожном узле поджигали бутылками с горючей смесью вагоны и цистерны, склады с оружием, боеприпасами. В донесении за октябрь 1941 г. фашисты информировали свое начальство: «Только за этот месяц мы имели 15 диверсий и 85 нападений».

Самая известная подпольная организация, которая не давала покоя немцам на железнодорожном узле, — группа Константина Заслонова. Менее чем за три месяца заслоновцы вывели из строя более 170 паровозов, пустили под откос 6 эшелонов врага, взорвали несколько складов.

Срывая перевозки немецких войск, боевой техники и боеприпасов, подпольщики оказали значительную помощь советским войскам в разгроме гитлеровцев под Москвой. В феврале 1942 г фашистам удалось напасть на след патриотов. Заслонову с группой товарищей пришлось уйти в лес. Возле деревни Лаги они создали новую боевую единицу, названную отрядом «Дяди Кости» и вскоре переросшую в крупную партизанскую бригаду. Партизаны действовали главным образом в треугольнике между магистралями Орша- Витебск, Орша-Смоленск, Смоленск-Витебск. В ноябре 1942 г. Константин Сергеевич становится командиром Оршанской партизанской зоны, которая состояла из нескольких бригад. Заслоновцы взрывали мосты, разрушали линии связи, громили немецкие гарнизоны, пускали под откос эшелоны с солдатами и техникой. После гибели прославленного командира в ноябре 1942 г. бригада не распалась, а продолжала воевать с врагом.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств
Общие методы решения уравнений В методической литературе принято все методы, на которых основана школьная линия уравнений и неравенств с 7 по 11 классы, делить на три группы: метод разложения на множители; метод введения новых переменных; функционально-графический метод. В данной работе мы ра ...

Интегрированный урок
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями ш ...

Позиция и положение ученика в современном образовании
Становление в настоящее время информационного общества несёт в себе фундаментальное перестроение всего образования. Если массовое образование XIX и XX вв. было настроено на формирование некоторого конечного набора компетенций, достаточного для работы по любой профессии, то на рубеже нового века (н ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru