3) Идея формирования способностей мышления
Можно сказать, что в первом классе развивающее обучение детей учат мыслить, и попутно - математике и русскому языку. И это правильная постановка акцентов: ведь придя в школу, ученики должны начать осваивать что-то качественно иное, нежели то, что они осваивали в семье, в общении с товарищами. Таким нововведением становится выделение в окружающем мире существенных отношений, особая знаковая работа, позволяющая эти отношения выражать и фиксировать, рефлексия способов такого познания. То, о чем В.В.Давыдов (вслед за Гегелем) говорит как о разумном, теоретическом мышлении.
Важнейшая способность, которая целенаправленно формируется у детей - способность моделирования. Если мы будем обучать детей понятиям, мы будем формировать у них высшие интеллектуальные способности моделирования. Поскольку понятие это не просто термин или определение - это знаковая модель, на основе которой можно построить различные способы действия (которая является средством решения классов задач).
Вторая важнейшая способность - инструментальная рефлексия: дети учатся видеть, как они действуют; для них важнейшим вопросом становится: каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.
4) Идея учебной задачи
В предыдущих пунктах мы изложили 3 базовых идеи, которые задают цели и содержание деятельностного развивающего обучения в начальной школе. Все три - разные. Встает вопрос: а как они связаны в едином процессе учения-обучения?
Ответ на этот вопрос дает учебная задача. Учебная задача в развивающем обучении- это сложная форма целостной организации учебной деятельности учеников. В ней важнейшим моментом является формирование у детей специфически учебной цели: на примере немногих конкретных задач выделять и осваивать всеобщий способ решения всех задач данного класса.
В решении учебной задачи выделяются следующие учебные действия:
· преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения;
· моделирование всеобщего отношения в знаковой модели;
· преобразование и исследование модели;
· выделение и построение серии конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели;
· рефлексия, самоконтроль, самооценка.
5) Идея задачной формы организации обучения.
Как именно осуществляется детское целеполагание в учебной задаче? При ответе на этот вопрос можно указывать на разные методические способы. В свое время на разработку концепции учебной деятельности большое влияние оказали работы московского методологического кружка (ММК) - Г.П. Щедровицкого, И.С. Ладенко, Н.Г. Алексеева, В.А. Лефевра и др. В частности идея задачи и задачной формы организации деятельности. Обсуждался и активно использовался так называемый способ разрывов. Он заключается в следующем: человек начинает мыслить и ставить для себя вопросы, задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв: невозможно действовать по стереотипу. Г.П. Щедровицкий приводил такой пример: если вы едете в метро на работу к определенному сроку, вам не надо об этом думать, вы добираетесь автоматически. Но вдруг - в метро авария. А вам надо успеть. Это и означает, что вы оказались в ситуации, и именно теперь вам нужно начать мыслить: вырабатывать новый план своих действий, чтобы успеть к сроку.
Специфические учебные цели и задачи возникают у человека, когда он обнаруживает недостаточность собственных способов действия. Тогда-то ему и требуется изобрести, построить и освоить новый способ. И именно в ситуации разрыва деятельности знак, модель, знание могут быть взяты ребенком, как средство, и, таким образом, усвоиться. Помимо организации ситуации разрыва, учитель еще должен формировать у учащихся особую учебную целевую установку на освоение общих способов и организовывать рефлексию - осознание построенного средства как основы общего способа решения множества предметных задач.
6) Идея коллективности учебной деятельности
В основе деятельностной педагогики лежат разработки выдающегося отечественного методолога и ученого Л.С. Выготского. В частности, его идея психического развития и формирования способностей человека за счет интериоризации форм действия и общения, которые осуществляются совместно с другими людьми.
Именно во взаимодействии с учениками и со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка, присваиваются им способы действия. Ребенок еще сам не умеет решать некоторую задачу, но класс в целом справляется с ней. Способ решения задачи исходно существует как коллективно-распределенная деятельность. И только потом присваивается индивидуально каждым ребенком.
Понять задачу, построить модель, поставить нетривиальный вопрос - увлекательное и сложное творческое дело. Оно требует особого духа сотрудничества, взаимопонимания, чуткости к смыслам и мысли сотоварища. Ему противопоказаны эгоистическое соперничество, зависть, нечестность: общее мыслительное содержание не складывается и конструктивная работа не получатся. Занятия в классах развивающего обучения должны резко отличаться от традиционных одной особенностью. Традиционно дети смотрят прежде всего на учителя, отвечают прежде всего учителю, от учителя ждут оценки и отметки. На занятиях дети слушают друг друга, продолжают мысль друг друга, задают друг другу вопросы, выявляют способы действия друг друга. И это - не поверхностная особенность только формы занятий, а существенный момент дидактики и всего деятельностного обучения.
Фрагмент урока для 7-го класса по теме «Формулы сокращенного умножения»
Комментарии к уроку
Тип данного урока - введение нового материала. Данный фрагмент урока представляет собой исследовательскую работу учащихся, направленную на выявление общей формулы квадрата суммы и разности двучлена. Исследовательская работа не только вызывает огромный интерес у ребят, но и раз ...
Структура процесса обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаи ...
Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении
игре в баскетбол
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна ...