Анализ школьной программы по литературе

Страница 4

Произведение искусства продолжает оставаться объектом анализа – диалогом с произведением и автором, в котором анализ занимает определенное место, но не является единственной формой общения с произведением искусства.

Обращаясь к художественному тексту, класс живет в атмосфере высокого искусства владения словам, той радости, которая так убедительно звучит в строках процитированного выше «Сонета к форме» В.Брюсова.

Воспринимая произведение как некую целостность, эстетически совершенное целое, ученик находит свои пути приобщения к этому духовному богатству, стремится освоить форму, которая помогла бы адекватно передать содержание его мыслей, чувств, впечатлений, оценок.

Именно потому, что ученик читает произведение высокого эстетического совершенства, большую роль играет и исполнительское мастерство. Оно, в свою очередь, предполагает ряд приемов, которые помогают овладеть чтением не только в рамках указаний Фамусова: «с чувством, с толком, с расстановкой», но и по возможности донести до слушателя то, что взволновало самого исполнителя. Если можно сказать: «слова лились, как будто их слагала не память рабская, но сердце», то исполнение состоялось.

Практика общения с произведениями искусства выработала формы и приемы, которые живы и на наших современных уроках. Чтение текста, при котором исполнение – всегда его толкование, комментарии учителя или учеников, эвристическая беседа, пересказы самых различных видов, анализ, который может выглядеть как подготовка к самостоятельному исполнению, разные формы игровой деятельности, органически вытекающие из специфики данного произведения – всегда в центре диалогов и монологов урока, который учитель направляет, в котором он участвует, демонстрируя свое равноправие с учениками.

Возможности, вкусы, потребности учителя и учеников предсказывают каждому из нас на уроках конкретный прием или сочетание таких приемов. Современная программа дает возможность не только обогатить уроки произведениями, которые в нее включены, но и творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, входящего в программу.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы, содержание образования, методы обучения и воспитания
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить ...

О профильном образовании за рубежом
В большинстве стран Европы все учащиеся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе получают примерно одинаковую подготовку, К седьмому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в о ...

Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков
Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru