Анализ школьной программы по литературе

Страница 3

В программах указано только общее количество часов (по одному из вариантов учебного плана), учитель самостоятельно определяет время на изучение каждой темы, при котором 20% учебного времени он может использовать по своему усмотрению: выбирать художественные произведения для текстуального изучения, изменять аннотации к темам в соответствии с уровнем подготовки класса, не нарушая при этом логику курса. Самая подробная информация gclub на нашем сайте.

Во всех программах обновлен перечень изучаемых произведений, включены ранее не публиковавшиеся, шире дана зарубежная литература. На всех этапах литературного образования предусматривается систематическое чтение художественных произведений, последовательное усиление самостоятельности ученика от класса к классу, включение его в творческую деятельность.

Вместе с тем, каждая программа имеет свою особенность.

Программа под редакцией В.Г Маранцмана для гуманитарных школ, гимназий и лицеев строится с учетом эволюции читателя – школьника; целенаправленного развития читательских умений; устной и письменной речи, постепенного усложнения эстетической деятельности учеников.

Авторский коллектив Московского института развития образовательных систем предложил программу, в которой воплощается взаимосвязь психолого-педагогического, методического и литературоведческого подходов и блоковой принцип изучения художественных произведений (в блоки объединяются по сюжетному, образному, жанровому и другим принципам).

Однако следует отметить, что созданные в последнее время программы все-таки перегружены учебным материалом. Поэтому задача разработки программ и учебников нового поколения не снимается главным управлением содержания общего среднего образования с повестки дня.

Предоставляется возможным снять перегрузку за счет нового уровня обобщения знаний, их интегрирования, осуществления межпредметных связей, установления терминологического единообразия. Информативная перегрузка может быть снята за счет уменьшения доли теоретического материала и выхода на практическое овладение этим материалом, а также за счет преимущественного усвоения учащимися интеллектуальных знаний, умений, навыков.

В программе для средней общеобразовательной школы под редакцией Курдюмовой Т.Ф. при новом содержании, определенном структурном изменении сохранено традиционное изучение курса в среднем звене на хронологическо – тематической основе, в старшем – на историко – литературной. В ней определена взаимосвязь литературы с другими видами искусств. Учитель может варьировать круги чтения, обзорные и монографические темы. К этой программе разработаны учебники – хрестоматии и учебные пособия для всех классов.

Более свободная система общения с произведением, зафиксированная в заданиях учебника, свобода обращения к вопросам теории литературы, которые представлены в словариках, завершающих каждый учебник.

Однако, кроме нашего читательского и учительского выбора, многое в системе общения с произведением предопределяется им самим.

Размер произведения и его жанр, стихотворение или проза, стилистические особенности текста – все влияет на характер первого знакомства с произведением. Чтение произведения – кто бы его ни осуществлял – это уже и его толкование.

Легкость и непринужденность общения с текстом не возникает непроизвольно – необходима подготовка. И если диалог – это коммуникация, то мы сначала попадаем в предкоммуникативную фазу, - готовим эмоциональный настрой, понимание, определенный взгляд на произведение.

Беглое и занимательное для ученика знакомство с автором – одно из обычных слагаемых этого предварительного этапа подготовки к воспитанию произведения искусства. Этот этап важен и интересен не сам по себе: было бы даже нецелесообразно привлекать излишнее внимание учеников к материалу, который мы включаем в свое вступительное слово. Ведь нужно не просто заинтересовать ученика, - мы формируем ожидание встречи с конкретным произведением искусства. Чувство, которое возникает или может возникнуть на этой стартовой площадке – напряженное ожидание, предвосхищение, нацеленность на то, что сейчас появится перед нами, они услышат.

Поэтому, наверное, не идеальный вариант длительный рассказ о писателе, который мы часто предлагаем, обращаясь к творчеству Пушкина, или обильное фактами и снабженное многими иллюстрациями повествования о Бородинской битве перед изучением стихотворения Лермонтова «Бородино». Всему свое время, а на этом этапе подготовки восприятия нам целесообразней всего воодушевиться стремлением создать атмосферу ожидания, осознания того, как важна предстоящая встреча.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко); Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); Прием параллельной игры (Н. ...

Коменский о работе учителя
В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам ...

Научно теоретические основы исследования
При постановке целей и задач исследования, подборе методик мы опирались на следующие научно – теоретические положения. - положение Л.С. Выготского [12] о сложной структуре дефекта, о наличии первичного дефекта и вторичных отклонений в формировании функций у детей с различной, в том числе речевой, ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru