Классификация конкретных форм организации обучения

Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – закрепления и совершенствования их, третье – проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости от целей все разнообразие уроков можно свести в несколько типов.

При этом, определяя тип уроков, целенаправленно отталкиваться не только от цели, но и от звена процесса обучения, так как звенья процесса обучения могут объединяться для достижения определённой цели.

На уроке применения знаний на практике с целью расширения, углубления знаний учащихся, приобретения ими умений и навыков реализуются несколько этапов процесса обучения, соответствующих этим целям.

Для достижения совокупности целей создается такая конструкция урока, которая строится на сочетании многих звеньев процесса обучения.

В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков: формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, совершенствования знаний, умений и навыков, применений на практике, повторения и систематизации знаний, проверки знаний, комбинированный урок.

Урок является основной, но не единственной формой организации обучения. В дидактике обосновываются и в школьной практике применяются разнообразные формы организации обучения: лекции, семинары, учебные конференции, экскурсии, учебно-практические, практические занятия, практикумы, зачеты, экзамены.

Урок как основная организация обучения в разных его типах реализует все звенья процесса обучения. Другие формы организации обучения представляют собой особую конструкцию, реализующую в каждом конкретном случае лишь одно звено процесса обучения. Например, лекция – звено формирования знаний; семинар – звено закрепления, совершенствования знаний. Экзамен – звено контроля, проверки знаний. Специфика этих форм организации обучения определяется основными источниками знаний, доминирующими способами сообщения материала, формирования и совершенствования знаний, выработки умений и навыков, доминирующими видами учебной деятельности учащихся. Например, на лекции основной источник знаний учитель – учитель, на семинаре – ученики, ведущие дискуссию, и благодаря этому обогащающие друг друга информацией.

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующего типа урока – в меньшей его регламентации и большей самостоятельности учащихся в экспериментальной и практической деятельности.

Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме организации обучения целенаправленны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.

Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций. Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения, подобного с учетом сформированности знаний учащихся. На этой лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.

Контроль за усвоением учащимся знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работящей молодёжи.

Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.

Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят изменения и отчитывается за проделанную работу перед учителем, мастером.

Экзамен – это форма организации обучения, позволяющая реализовать контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.

Названые формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом, в том числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).


Другие статьи:

О значении геометрических задач на построение
Геометрические задачи на построение не только дают возможность основательно изучить геометрию, но и прививают такие навыки и способности, которые весьма полезны каждому, так как облегчают изучению других предметов и помогают решать различные вопросы науки. Говоря о значении геометрических задач на ...

Специфика эпоса
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его ра ...

Создание государственной системы ранней помощи в России
Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жи ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru