Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Информация о педагогике » Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время » Культурологический подход как методологическое основание проектирования модели развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала

Страница 2

Исходя из сути культурологиче ского подхода даже усвоение собственно технических навыков органи зовывается педагогом как органичная часть процесса осмысления (процесс на деления смыслом, придания смысла, выявления и воссоздания смысла объекта, где смысл - это мысленное и мыслимое содержание, вкладываемое человеком в объект с целью его наиболее эффективного использования) реальных объектов, своих действий и себя. То есть культурологический подход конкретно реализовывается в антропоцентрическом целеполагании, личностнозначимой мотивации, ценностном отношении к себе и конкретному виду деятельности (мастерству) как достижению культуры и средству самосовершенствования, и в стимулировании стремления учащихся к интериоризации получаемых знаний, включению их в свой структурный личностный план.

Смысл образования в подлинно культурной школе - в развитии у ребенка способности к адекватному пониманию мира и, в частности - социума (в том числе и его культуры), критической оценке их состояния и сознательному выбору сферы и направленности деятельности, при наличии готовности к ней (к культурному общественному жизнетворчеству). В настоящее время научное сознание пришло к выводу, что сложность бытия требует от человека саморазвития и организации своего сознания и жизни в целое, достижения самотождества. Эта актуальная задача переводится на язык педагогических представлений и педагогических средств только на основе культурологического подхода. Поскольку личность ребенка нельзя сформировать, она может только сформироваться самостоятельно в процессе саморазвития человека, смысл деятельности культурной школы состоит в организации наиболее благоприятных условий для реализации этого процесса, то есть прохождения пути от "человека культуры" к "культурному человеку".

"Человек культуры" - пребывающий в культуре; человек в совокупности его социальных и культурных черт, то есть обладающий достаточной степенью (полнотой) освоенности "своей" культуры и способностью к воспроизведению этой культуры в конкретных проявлениях. Это состояние достигается в процессе инкультурации - введения в мир культуры, в ходе которого ребенок овладевает содержанием фундаментальных духовных феноменов, запечатленных в продуктах культуры: языке, верованиях, этических нормах, произведениях искусства и т.п., и приобретает способность действовать, ориентируясь на выработанные человеческим обществом и принятые им (индивидом) установки, ценности и т.п. Инкультурация, введение учащегося в систему языков и методов социокультурной коммуникации, ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений как исторических, так и современных сообществ осуществляется всеми (каждой) сферами деятельности школы - учебной, воспитательной и досуговой.

Следовательно, задача современного общеобразовательного учреждения - разработать такой механизм инкультурации и такие способы его реализации, чтобы целенаправленный поток культурной трансляции стал для учащихся более референтным и релевантным, что отчасти компенсирует негативные моменты стихийного потока; и обучить воспитанников эффективным приемам критического анализа и осмысления стихийного потока, что сделает их самостоятельными его субъектами.

Процесс инкультурации носит непрерывный характер и связан с сензитивными пиками развития ребенка, что необходимо учитывать педагогам. Культуру нельзя навязать силой (В.С. Соловьев), ее освоение является результатом добровольно сделанного выбора. Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер, завися от особенностей, сложностей, наклонностей и дарований каждого конкретного ребенка. Вектор инкультурации идет от индивида к ценностям культуры, и сложнейшая задача педагогов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом культурных знаний, умений, навыков, которые должен освоить каждый, чтобы не стать маргиналом, и содержанием индивидуально-творческой деятельности, связанной с удовлетворением потребностей личности в самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей. Конкретная траектория инкультурации строится от данного социокультурного уровня подростка («точка отсчета») через постоянное расширение сферы ближайших интересов к овладению более актуальными сторонами культуры, наращиваемыми подобно концентрическим кругам («зона ближайшего развития») до знакомства с явлениями и ценностями «высокой» культуры («культурный горизонт»).

Самоопределение ребенка в культуре не исчерпывается освоением предметного богатства окружающей действительности и усвоением системы культурных ценностей, а представляет наряду с этим сложный путь становления личности в процессе самоусовершенствования (саморазвития) и преобразования характера индивидуального бытия. И если инкультурация позволяет ребенку "состояться" (то есть реализовать себя в некоторых подлинно человеческих, культурных, проявлениях), то "найти себя" (то есть постигнуть свою сущность), стать адекватным самому себе, достигнув самотождества, и превратиться в "культурного человека" он может лишь в результате культуризации, процесса более сложного, глубокого и личностно-целеосмысленного. В процессе инкультурации учащийся выступает как ведомый, являясь не только субъектом, а преимущественно объектом как целенаправленного (в рамках культурной школы), так и стихийного (вне школы) потоков культурной трансляции (в их взаимодействии), а в процессе культуризации – как самостоятельный субъект, проявляющий культурную инициативу, воплощающуюся в культурном творчестве и ценностном отношении к культуре.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru