Организация и методика исследования

Страница 3

Процедура проведения групповых проверок уровня развития мышления у детей начальных классов состоит в следующем. Детям раздают по два листа. На одном напечатаны задачи, а другой лист чистый, для ответов. Задачи 1–22 необходимо варьировать, чтобы обеспечить детям самостоятельность в решении. Например, можно изменить имена детей, признак, по которому они сравниваются, без изменения структуры отношений. Время выполнения задания 20 мин. При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «–». Если ребенок не успел решить задачу, то она отмечается знаком «0». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость:

Фамилия ученика

номер задачи

12 3 4 5 6 20 21 22

х

х

х

Пользуясь данными этой таблицы, можно легко подсчитать количество детей (в проц.), которые решили определенное число задач правильно. Эти данные можно сопоставить с данными другого параллельного класса, а также по годам обучения. Самые легкие задачи (первые 4) могут решить большинство детей в конце первого года обучения. Самые трудные (последние 4) решают в основном дети третьего класса

Оценка вербально-логического мышления

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии – по 4 слова Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Бланк методики «исключение слов»

книга, портфель, чемодан, кошелек;

печка, керосинка, свеча, электроплитка;

часы, очки, весы, термометр;

лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;

дерево, этажерка, метла, вилка;

дедушка, учитель, папа, мама;

иней, пыль, дождь, роса;

вода, ветер, уголь, трава;

яблоко, книга, шуба, роза;

молоко, сливки, сыр, хлеб;

береза, сосна, ягода, дуб;

минута, секунда, час, вечер;

Василий, Федор, Семен, Иванов.

Протокол исследования

дата_

Пол

Протокол оценки вербально-логического мышления

Номер серии

Время выполнения задания, с

Результат

1

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе. Поправка на время выполнения задания

Время, с

Поправка на время, баллы

менее 250

250-330

более 330

0

-3

-6

Обработка результатов

1. В соответствии с ключом оценить в баллах выполнение задания:

за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0.

КЛЮЧ

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

Рассчитать время выполнения задания с учетом поправки (Т).

Вычислить интегральный показатель вербально-логического мышления (А), объединяющий показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т) по формуле

А = В + Т.

2.2 Анализ полученных данных

познавательный активность нарушение интеллект

В результате выявления уровня развития познавательной деятельности у учащихся школы 8 вида мы получили следующие данные: высокий уровень – 0 человек, средний уровень – 4 человека, низкий – 6 человек, очень низкий – 4 человека.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности. Понятие «аудирование»
Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух». По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н «аудирование» - это ...

Особенности нетрадиционных форм урока
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлечь ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru