Организация и методика исследования

Страница 2

В педагогической психологии разработано несколько вариантов определения уровня развития мышления у школьников. Так, А.3.3ак исследовал общее различение школьников по способу решения предложенных 22 задач: теоретическому или эмпирическому. До начала решения задач учитель должен сказать: «Дети, вам даны карточки с условиями 22 задач. Задачи 1–4 простые, для их решения нужно лишь внимательно прочитать условие. В задачах 5–10 использованы искусственные слова, они заменяют обычные. Когда вы будете решать эти задачи, то можете в уме заменить искусственные слова реальными. Задачи 11 и 12 – сказочные. Их надо решить, используя только те (хотя и необычные) сведения о животных, которые даны в задачах. В задачах 13–16 нужно в ответе написать только одно имя. В задачах 17 и 18 – одно или два, в зависимости от того, кто как считает. В задачах 19–20 – обязательно два имени, в задачах 21–22 – три имени, даже если одно имя будет повторяться два раза».

Качественная оценка решения задач

Если ребенок решил правильно только задачу 1, то это говорит о том, что он не может в уме заменить данное отношение на обратное. Если решены задачи 1 и 2, то, следовательно, ребенок может действовать в уме в минимальной степени. Успешное решение задач 1–4 свидетельствует об относительно хорошем развитии у него способности действовать в уме, так как он может заменить отношения данные на обратные в самом начале решения однотипных задач. Можно считать, что действие анализа у него развито, но в минимальной степени. Свидетельством этому является тот факт, что он отвлекся от внешнего сходства формулировки вопроса с формулировкой первого или второго отношения объектов в условии задачи. Неверное решение задач с бессмысленными словами есть проявление недостаточно высокого анализа условий, неумение выделить структурную общность этих задач с предыдущими. Так, задачи 5, 6, 9, 10 построены как первая, а 7 и 8 – как 3 и 4.

О недостаточном развитии анализа может свидетельствовать неверное решение последующих трех пар задач. Это связано с тем, что дети действуют на основе непосредственного впечатления от их условий. Если ребенок в ответе к задачам 17 и 18 написал имя того человека, чье отношение прямо совпадает с вопросом задачи, то можно говорить о недостаточном развитии рефлексии. Отказ от решения задач 18–22 или неверное их решение свидетельствует об относительно невысоком развитии действий в уме, поскольку именно при решении этих задач необходимо планировать ход и этапы своего рассуждения.

Успешное решение ребенком всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированности у него теоретического способа решения проблем, теоретического подхода к проблемным ситуациям.

Содержание задания.

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто сильнее всех?

Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

Катя темнее, чем Лиза. Лиза темнее, чем Лена. Кто темнее всех?

Коля добрее, чем Дима. Дима добрее, чем Боря. Кто добрее всех?

Павел веселее, чем Леня. Павел печальнее, чем Коля. Кто печальнее всех?

Ваня слабее, чем Рома. Ваня сильнее, чем Гена. Кто слабее всех?

Миша умнее, чем Ника. Ника умнее, чем Сава. Кто умнее всех?

Вова тоньше, чем Дима. Дима тоньше, чем Петя. Кто тоньше всех?

Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?

Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на два года старше, чем Семенов. Кто младше всех?

Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?

Вера немного темнее, чем Люба. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?

Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

Саша тяжелее, чем Маша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?

Вера веселее, чем Катя и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и кто самый тяжелый?

Рита темнее, чем Лиза и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий, самый сильный?

Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, самый высокий, кто старше всех?

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние исследования позволяют использовать дидактические игры как форму обучения. Педагогический опыт показывает, что одним из ...

Электронное учебное пособие «Программирование на языке Pascal ABC» в организации элективного курса
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом. Это позволит усилить эмоциональное восприятие учебной информации; ...

Методические рекомендации по работе преподавателей и студентов с учебными сетевыми ресурсами
Для преподавателей. Работа преподавателя с учебными сетевыми ресурсами портала должна начинаться с анализа результатов работы по изучению курсов студентами. С этой целью: обращается к блоку "сведения о студентах", а также к блоку " контроля за качеством изучения студентов учебного ма ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru