Работа над средствами выразительности устной речи на уроках чтения

Информация о педагогике » Работа над средствами выразительности устной речи на уроках чтения

Страница 3

Итак, как же научить детей слышать и чувствовать смысловые паузы и логические ударения? Для этого можно проводить «Минутки поэзии»- на доске записывается отрывок из стихотворения :

Все пришло с зимой холодной;

Нужда, и голод настает;

Стрекоза уж не поет.

Читая это стихотворение по одной строке , прошу детей найти слово, которое произносится сильнее других. На это слово и падает логическое ударение, т.к. это слово является самым важным . Если текст на доске, то слово с логическим ударением подчеркиваем чертой, а если на карточке-то используем кальку. Как правило, каждая фраза имеет одно логическое ударение . Но, ни в коем случае нельзя искусственно навязывать это ударение каждому стихотворению ,которое , чаще всего –отдельный такт или даже часть такта.

Параллельно с нахождением логических ударений необходимо вести работу по выделению пауз. Они имеют различную длительность. Более короткая пауза на запятой и тире. Более длинная пауза на точке, на ? !-знаках, многоточии, двоеточии. Короткие паузы обозначаем одной вертикальной линией, длинные паузы –двумя . Но в нашей речи паузы не всегда совпадают со знаками препинания , поэтому следует обучать детей ,прежде чем сделать остановку при чтении, подумать, нужна ли эта пауза, какой смысл приобретает фраза, если в ней снять какие-либо паузы, что произойдет с текстом , если в нем обозначить новые паузы и т.д. Постепенно ученики привыкают проверять правильность постановки пауз, анализируя текст. Эти упражнения дети выполняют на доске, на карточках и при чтении материалов учебника.

Карточка 1 класс.

Подумать и наметить паузы в тексте:

На деревьях к маю

Распустились почки.

Мама красный бантик повязала дочке.

(З.Александрова)

Карточка 2 класс.

Прочитать, обозначить паузы:

Окно захлопнулось со звоном,

Блеснула молния огнем.

И вдруг над самой крышей дома

Раздался треск короткий грома

И тихий грохот…

(И.Бунин)

чтение речь дидактический упражнение

Иногда такие задания дети получают на дом на уроке чтения. К концу второго класса все учащиеся знают, что отличие стихотворной речи от «обыкновенной» состоит в том, что стихотворная речь –мерная, складная, ритмичная, что стихотворение располагается столбиком , после каждой строчки почти всегда должна быть пауза. Говоря об отличительных чертах выразительного чтения стихотворений, нельзя обойти вниманием темп (скорость) чтения. Чтение стихотворений в чуть замедленном темпе оправдано для младших школьников еще и по психофизиологическим особенностям восприятия. В замедленном темпе чтения нуждаются прежде всего лирические шедевры Ф.Тютчева ,А.Фета, И.Бунина, С.Маршака.

В конце второго класса обучения уже можно обращать внимание учащихся на такой прием выразительности речи и чтения, как психологическая пауза. Необходимо обратить внимание детей на то ,что пауза-это особая эмоциональная остановка , с помощью которой чтец передает сильное внутреннее волнение. Берем для практической работы самые простые случаи определения психологической паузы, которые позволят детям осмыслить это. Например:

« Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, II но я опоздал -барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…»

Если на уроке чтения идет знакомство с прозаическим произведением, то для работы над выразительностью следует выбрать отрывок и найти в нем логические ударения, паузы.

На дом ученики получают задание подготовить таким образом все произведение. При проверке домашнего задания практикуется обсуждение ответа всеми учащимися, организуется в классе состав жюри, которое следит не только за безошибочностью чтения, но и за выразительностью.

Эта работа должна находить подкрепление и в различных формах внеклассной работы: «вечеров сказок» ,читательских конференций, конкурсов на лучшее чтение стихотворения и т.д. Считается, что выразительное чтение прививает навыки беглого ,осознанного чтения. Но читать только глазами мало, нужно учить детей читать «сердцем»!

Всем известно, что дети иногда с неохотой читают произведения стихотворной формы,- они более любят их слушать… Но там, где проводилась работа над выразительностью чтения, учащиеся к окончанию обучения во втором классе, свободно читают стихи с применением логического ударения и смысловых пауз. Это происходит уже на интуитивном уровне.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Универсальные учебные действия
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени НОО у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и информационные учебные действия как основа умения учиться. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формир ...

Философские основы педагогической системы Коменского
Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию. " . Главенствующей идее философии Коменского и его понимания человека является старое представление его ...

Особенности дидактической системы Л.В. Занкова
Первым, кто в период советской школы совместил решение практических задач с теоретическими исследованиями, был ученик Л.С. Выготского известный педагог, психолог Л.В. Занков (1901 -1977). С 1957 по 1960гг. его лаборатория работала в одном из классов 172 школы г. Москвы. С 60 по 80 гг. XX в. прошел ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru