Работа над средствами выразительности устной речи на уроках чтения

Информация о педагогике » Работа над средствами выразительности устной речи на уроках чтения

Страница 2

Правила дыхания:

• Вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот;

• Вдыхать бесшумно, при вдохе не набирать слишком много воздуха;

• Дышать свободно, незаметно, равномерно;

• Не начинать говорить или читать, не набрав достаточно воздуха.

Тренируя учеников управлять своим дыханием, стараюсь показать им, что правильное дыхание непосредственно влияет на звук, силу, плавность, окраску. Учитывая то, что многие дети имеют слабый от природы голос или врожденную вялость речи, когда все звуки у них сливаются воедино, необходимо применять упражнения, вырабатывающие силу и звучание голоса. В этом случае рекомендую ученикам прочитать слог ,слово, предложение несколько раз ,регулируя при этом силу голоса: вначале тихо, затем громче, затем совсем громко, но без крика. Часто для этого занятия использую пословицы:

«Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Ласковым словом и камень растопишь».

Все эти пословицы произносятся на одном выдохе ,но с разной силой голоса. В такой период важна работа над звуковой культурой речи. Лучше всего эти занятия проводить с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, потешек, считалок, стихов, загадок и т.д. Вот примеры таких игр;

Чистоговорки;

Жи-жи-жи-живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа-я нашел ежа.

Жу-жу-жу-молоко даю ежу.

Скороговорки;

У ежа ежата ,у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

У Жени жили ужи и ежи.

Загадки;

Иголки лежали, лежали,

Да под стол побежали. (ёж).

Для укрепления дыхания у детей так же можно давать такие задания:

• Набрать воздуха, и на выдохе плавно произнести гласные. При этом упражнении отрабатывается дикция. После изучения всех гласных упражняемся по следующей таблице;

- и-э-а-о-у-ы-

Вначале гласные читаются в том порядке, как написаны , затем начинаем с буквы э , затем с а , и т.д. ,относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный;

Э-а-о-у-ы-и

А-о-у-ы-и-э- (и т.д.)

При чтении таблицы необходимо так же следить за правильностью дыхания.

• Набрать воздух, и на выдохе произнести цифры , считая по порядку :

От 1 до 5

От 1 до 10

От 1 до 15

При длинном ряде цифр в промежутках один или два раза добрать воздух.

• Потом нужно переходить к работе над согласными, упражнения в произношении которых, являются более трудными по сравнению с гласными. Вот так постепенно нарастает сложность в упражнениях:

А) произношение глухих и звонких согласных:

П-п-п

Б-б-б

Б) чередование глухих и звонких согласных:

П-б ;т-д; в-ф

В) произношение глухих и звонких согласных в сочетании с гласными:

Пи-пэ-пу-пы-пе-пя-пю

Би-бэ-бу-бы-бе-бя-бю

Г) чередование глухих и звонких согласных с гласными:

Пи-би пэ-бэ пу-бу

Д) произношение различных согласных с гласными:

Вби-фпи-кти

Е) произношение слов:

Папка бабка бабочка перепелочка

Ж) очень нравится детям упражнения над дыханием под музыку. Берем мотив известной песни: «От улыбки хмурый день светлей», и произносим сеть слияний под эту музыку,например;

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля- первая строка.

Ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту- вторая строка.

Ля-ту-по сы-ру-…

• Взять целое четверостишие и в зависимости от его объема, долготы строк произносить один или более число раз на одном дыхании:

Наша Таня громко плачет,-

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка! Не плачь!

Не утонет в речке мяч!

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу.

Ой! Доска кончается!

Сейчас я упаду!

Белые шапки на белых березах.

Белый зайчишка на белом снегу.

Белый узор на ветвях от мороза.

По белому снегу на лыжах бегу.

Над знакомым четверостишием проводится занятие по выработке у детей умения повышать или понижать голос при чтении. Например 1 строка:

«Наша Таня громко плачет»- произносится обычным голосом . Вторая строка: «Уронила в речку мячик»- произносится выше. Третья и четвертая строки произносятся на высокой ноте. А затем следует таким же образом понижать голос.

Вот так постепенно увеличивается сложность заданий.

Стихи, пословицы, скороговорки произносятся со слов учителя до тех пор, пока дети не научатся чтению. В дальнейшем вся работа приобретает более сложный характер, поскольку умение учащихся пользоваться такими важными техническими приемами речи (чтения), как сила и звучность голоса, четкая дикция, правильное дыхание, постепенно уступает место другим умениям: определению места смысловой паузы и логического ударения в предложении или отрывке , правильному интонированию отрывка , определению ритма и темпа чтения произведения. Эта работа начинается с конца первого класса и на втором году обучения эту работу необходимо продолжать. Но если у ребенка не развит, либо недостаточно развит речевой слух,- овладеть техникой выразительного чтения ему будет весьма сложно.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Задачи речевого развития в старшей группе детского сада
В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией А.М. Васильевой говорится о следующих задачах речевого развития детей в старшей группе детского сада. Развивающая речевая среда Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мир ...

Личность и индивидуальность
Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность) – и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (органи ...

Программа С.А. Козловой "Я - человек"
Программа "Я - человек". Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу "инструмент", который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деят ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru