Сущность понятия «формулы речевого этикета»

Информация о педагогике » Чтение художественной литературы » Сущность понятия «формулы речевого этикета»

Страница 2

· Просьба.

Владеть речевым этикетом – значит:

– знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.; – осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации; – обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами; – соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует развитию словарного запаса детей. Они не только узнают новые слова и познают их значение. Они начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи. Осознают, что речь, как отмечает А.Н. Веракса, – это не столько набор произносимых слов, сколько умение строить с их помощью общение. С помощью слова, убеждены мы, формируется личность человека.

Важным компонентом речевого этикета является точность. Точность как качество речи тесно связана с мыслительным актом, знанием предмета речи и соблюдением языковых норм: норм произношения, слово-образования, норм грамматики, лексики, стилистических норм. Грамотность и правильность речи обеспечивает знание и соблюдение всех этих норм. Выделяют два типа точности: предметную

и понятийную. Многословие и краснобайство, неумение различать паронимы, смешение омонимов, неточность в понимании смысла терминов, отсутствие четкости при полисемии, неоправданное употребление архаичных и иноязычных слов – наиболее типичные нарушения точности речи.

Таким образом, сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 ...

Фрагмент урока для 8-го класса по теме «Квадратный корень из произведения»
Комментарии к уроку Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Квадратный корень из произведения». Его основная цель - вывести формулу квадратного корня из произведения и сформировать опыт в выполнении исследовательских заданий. Урок разработан таким образом, что учащиеся, пу ...

Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном процессе
Разработка и эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательная среда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательный процесс, в общем случае состоит из таких элементов, к ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru