Сущность понятия «формулы речевого этикета»

Информация о педагогике » Чтение художественной литературы » Сущность понятия «формулы речевого этикета»

Страница 2

· Просьба.

Владеть речевым этикетом – значит:

– знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.; – осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации; – обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами; – соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует развитию словарного запаса детей. Они не только узнают новые слова и познают их значение. Они начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи. Осознают, что речь, как отмечает А.Н. Веракса, – это не столько набор произносимых слов, сколько умение строить с их помощью общение. С помощью слова, убеждены мы, формируется личность человека.

Важным компонентом речевого этикета является точность. Точность как качество речи тесно связана с мыслительным актом, знанием предмета речи и соблюдением языковых норм: норм произношения, слово-образования, норм грамматики, лексики, стилистических норм. Грамотность и правильность речи обеспечивает знание и соблюдение всех этих норм. Выделяют два типа точности: предметную

и понятийную. Многословие и краснобайство, неумение различать паронимы, смешение омонимов, неточность в понимании смысла терминов, отсутствие четкости при полисемии, неоправданное употребление архаичных и иноязычных слов – наиболее типичные нарушения точности речи.

Таким образом, сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Общая характеристика методов коррекции
Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические. Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но для ...

Сущность метода проектов
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским ф ...

Лечение и коррекция гиперактивного поведения
После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педа ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru